Зона заходящего евро

26 травня 2010
Светлана Рябова, Екатерина Сыченко, "Эксперт", №20, 2010

http://expert.ua/articles/7/0/7726/

На поддержание своей валюты Европейский союз бросит все силы. Членам ЕС стоит приготовиться к жестким реформам и новым испытаниям

Публикация в испанской газете Pais с сенсационными подробностями о том, как французский президент Николя Саркози сумел убедить канцлера ФРГ Ангелу Меркель подписаться под экстренным планом многомиллиардной поддержки уязвимых экономик стран еврозоны, спровоцировала в начале мая грандиозный международный скандал. Главной причиной его послужил ультиматум, который, по версии испанских журналистов, выдвинул Саркози: или помощь Афинам, или выход Франции из еврозоны. И хотя французское и испанское правительства немедленно опровергли информацию Pais, рынки отреагировали на ситуацию падением курса евро — он просел до самого низкого уровня за полтора года. За последние полгода евро подешевел по отношению к доллару почти на 18%, а утром 19 мая курс евро к доллару достиг пятилетнего минимума — 1,2143.

Проблемные южане

То, что 10 мая Европейский союз одобрил пакет мер на сумму 750 млрд евро для предотвращения пагубного влияния греческого синдрома на другие страны, рынки не успокоило. Главные индексы ведущих европейских бирж росли всего один день, а потом европейские и азиатские рынки вновь продолжили свое падение. На прошлой неделе Германия, чтобы остановить ослабление евро, спровоцированное, по словам Меркель, спекулянтами, объявила о временном запрете на необеспеченные короткие продажи (взятие взаймы в расчете на падение стоимости) некоторых ценных бумаг. В этот перечень попали суверенные бумаги стран еврозоны и акции десяти крупнейших немецких банков.

Массовые беспорядки и забастовки греков в ответ на строгие финансовые меры лишь подогревают опасения — а способны ли национальные правительства решить проблемы и убедить граждан затянуть пояса? На прошлой неделе Греция сумела выплатить 8,1 млрд евро по своим десятилетним облигациям, перед этим получив первый транш в 14,5 млрд евро от Евросоюза и 5,5 млрд евро от Международного валютного фонда (всего для Афин предусмотрен пакет помощи на 110 млрд евро). Однако подобные хорошие новости теряются на общем негативном фоне — теперь на кону будущее всего Европейского монетарного союза, а не только Греции или других государств из группы риска PIIGS.

Самой проблемной после Греции страной этой группы считается Португалия. Еще до кризиса 2008 года ее экономика, которая не одно десятилетие выигрывала за счет низких затрат на оплату труда, была ослаблена конкуренцией со стороны новых членов ЕС. Экономический спад привел к бурному росту дефицита государственных финансов в Португалии — 9,4% ВВП в 2009 году. В апреле проценты по португальским долгам выросли почти вдвое по сравнению с предыдущим месяцем. Котировки португальских кредитных дефолтных свопов (в начале мая они достигали 390 базовых пунктов) показывают, что инвесторы ставят облигации этой страны на восьмое место в мире по уровню рисков — после таких проблемных государств, как Венесуэла, Греция и Украина. По мнению экспертов, рост доходности португальских облигаций отражает опасения инвесторов, связанные с возможностью распространения долгового кризиса в Греции на другие страны региона.

Государственный долг Португалии составляет 77% ВВП, что соответствует уровню Франции. Однако с учетом корпоративных облигаций и задолженности частного сектора долг страны достигает 236% ВВП (это выше показателя Греции — 195% ВВП). При этом по объему сбережений на душу населения Португалия занимает четвертое место с конца среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 28 апреля снизило долгосрочный рейтинг Португалии по обязательствам в иностранной и национальной валюте с А+ до А-, сославшись на «структурную слабость экономики и бюджетной сферы» страны. Вслед за этим агентство объявило о снижении долгосрочного кредитного рейтинга Испании с AA+ до AA с негативным прогнозом, после чего на европейских фондовых рынках начались массовые продажи.

Испания не обременена столь значительными долгами, как другие страны PIIGS, однако и в устойчивость ее госфинансов инвесторы верят слабо. Она 19 мая разместила долговые обязательства на сумму 6,435 млрд евро (планировалось занять 6,5 млрд евро), при этом процентные ставки оказались выше ожидаемых. Так, доходность 12- и 18-месячных еврооблигаций составила 1,69 и 2,05% годовых соответственно (в прошлом месяце аналогичные бумаги размещались под 0,9 и 1,95% соответственно).
 
Сейчас Испания пожинает плоды лопнувшего пузыря на строительном рынке. Бурное строительство, которое началось незадолго до кризиса, привело к повышению заработной платы и к огромному количеству невостребованных объектов недвижимости. В результате стоимость труда в Испании оказалась переоцененной в сравнении с другими крупными экономиками — например, Германией и Францией. Это вызвало резкий рост безработицы. Попытки правительства обуздать возникшую тенденцию после обвала, когда доходы падали по всей стране, только усугубили последующий бюджетный дефицит. По подсчетам испанской исследовательской компании R. R. de Acuсa & Asociados, на восстановление рынка недвижимости понадобится около семи лет, то есть «переварить» излишки рынок сможет не ранее 2016 года.

Третьим претендентом на вхождение в группу риска аналитики называют Италию. Недавно итальянский Институт статистики (Istat) обнародовал данные, согласно которым госдолг страны в относительном измерении (115,8% ВВП) оказался самым высоким в Евросоюзе: в апреле он достиг рекордного размера, превысив отметку 1,75 трлн евро. Вместе с тем кредитный рейтинг Италии всё еще устойчив, а бюджетный дефицит в 2009 году составил умеренные по сегодняшним меркам 5,3% ВВП. Однако эксперты признают, что рост суверенных долгов в этой стране может повлиять на курс евро гораздо серьезнее, чем проблемы, например, Греции или Португалии.

Режут по живому

Сейчас ЕС, опасаясь повторения греческого сценария, требует принять более жесткие меры в отношении бюджетной политики в проблемных странах. Ведь, если удержание на плаву греческой экономики — посильная задача для финансов Германии и Франции, то субсидирования крупных экономик, таких, как Испания и Италия, не выдержит никто. А потому Мадрид, Лиссабон и Рим уже представили планы по сокращению своих расходов.

Испанское правительство, в частности, отказалось от своего обещания не сокращать заработную плату в государственном секторе. В этом и следующем году зарплаты будут уменьшены на пять процентов. Кроме того, в 2011-м правительство намерено отменить индексацию пенсий и единовременные выплаты в размере 2500 евро на новорожденных. Государственные инвестиции в следующем году сократятся на шесть миллиардов евро.

В программе Португалии сочетаются сокращение расходов, повышение НДС на большинство товаров до 21%, а также 2,5-процентное увеличение налога на корпоративные прибыли, превышающие два миллиона евро. Ожидается, что благодаря правительственному плану Португалия сможет сократить дефицит бюджета в 2010 году до 7%, а в 2013 году — до 2,8% ВВП.

По словам Джулио Тремонти, министра экономики Италии, объем программы сокращения дефицита госбюджета составит 27,6 млрд евро на два года. Экономить будут на всём: и масштабно снижая размер государственных зарплат, как в Испании и Португалии, и уменьшая число государственных служащих, как во Франции. Предполагается принимать на работу только одного госслужащего вместо двух, покинувших рабочее место.

Урезание расходов и увеличение налогового давления замедлят выход стран еврозоны из рецессии. Такие меры воздействия могут привести к сокращению налоговых поступлений и, как следствие, к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита. При этом экономический рост в европейских странах остается слабым. В первом квартале 2010 года экономика еврозоны и ЕС в целом выросла всего на 0,2%, при этом ВВП Испании прибавил 0,1%, Португалии — один процент.

После сообщения о создании общеевропейского антикризисного механизма европейские и азиатские рынки акций сумели продержаться в так называемой зеленой зоне только один день. Эксперты уверены, что теперь негативные настроения не покинут фондовый рынок до конца месяца. Такая ситуация сказывается на ожиданиях инвесторов, что провоцирует дальнейшее падение евро. «Инвесторы волнуются, что все эти меры приведут к снижению темпов роста экономики ЕС, и на этом фоне активно продают евро, хотя мне кажется, что их опасения преувеличены. Работа спекулянтов — делать деньги, поэтому они тоже продают валюту, чтобы не сидеть в проблемных активах», — отметил стратег инвестиционной компании (ИК) Astrum Investment Management Константин Литвин. «Многие годы правительства этих стран наслаждались преимуществами еврозоны — низкими ставками заимствований. В то же время многие инвесторы по всему миру приобретали евро в целях диверсификации своих активов. А теперь возможность разных стран существовать в рамках единой монетарной политики оказалась под вопросом, что вынуждает инвесторов сокращать вложения в активы, номинированные в евро», — поясняет начальник отдела анализа долгового рынка УкрСиббанка Сергей Ягнич.

Роль локомотива

Американский экспорт в государства еврозоны из-за падения евро становится менее выгодным, а это бьет по экономике США, на которой, в свою очередь, сильно завязаны экономики стран азиатско-тихоокеанского региона, где сейчас сосредоточена значительная часть мирового промышленного производства. Однако низкий курс евровалюты идет на пользу германским и французским экспортерам — то есть предприятиям тех государств, на которых лежит основное бремя расходов по оказанию помощи слабейшим партнерам по ЕС. Правда, реальный ВВП Франции и Германии еле растет: в первом квартале 2010 года на 0,1 и 0,2% соответственно.

А вот для экономик неконкурентоспособных стран снижение курса евро не принесет положительных результатов. Поэтому столь остро стоит вопрос о сохранении еврозоны. Правда, если несколько месяцев назад главной повесткой дня был распад объединения, то сегодня ключевой вопрос — выйдет ли Германия или Франция из еврозоны. Несмотря на то что большинство немцев не поддерживают участие страны в оказании помощи Греции в размере 22 млрд евро, Ангела Меркель не намерена отступать. «Если рухнет евро, рухнет Европа», — отрезала Меркель.
 
Франция больше Германии заинтересована в восстановлении Греции. В нее французский финансовый сектор вложил 50 млрд евро прямых и портфельных инвестиций, причем одним из главных инвесторов является крупнейший банк BNP Pаribas. «Если одна из стран выйдет из еврозоны и объединение исчезнет — это катастрофа, возникнет масса дефолтов по суверенным обязательствам. Государствам придется возвращаться к своей валюте, а все долги, которые были выданы в евро, нужно будет пересчитывать. И, будьте уверены, они сильно девальвируют», — прогнозирует Литвин.
 
Экспертов сегодня не меньше беспокоит и политическое давление на Европейский центральный банк (ЕЦБ), который согласился выкупать облигации проблемных стран зоны евро. «Европейский центральный банк находится под серьезным политическим давлением. Он предпринимает меры, совсем нехарактерные для консервативного европейского регулятора. Тем не менее ”план спасения”, представленный ЕЦБ, гораздо менее радикален, чем действия других центробанков во время финансового кризиса», — считает Ягнич. Чтобы избежать дискуссий вокруг своего финансового института, глава ЕЦБ Жан-Клод Трише на прошлой неделе заявил, что банк не собирается злоупотреблять печатным станком.

А пока Европейский союз готовится к реформе единой европейской агрополитики, которую должны провести до 2014 года. С внедрением новой агрореформы европейцы планируют пересмотреть общий бюджет поддержки фермеров и фермерства, субсидирование сектора и повысить экологичность и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции ЕС на мировых рынках.

Риски и выгоды для Украины

Несмотря на падение евро, существенных сдвигов в структуре товарооборота между Украиной и странами еврозоны не будет. С начала апреля курс евровалюты по отношению к гривне снизился почти на девять процентов (с начала кризиса вырос почти на 20%). «Ослабление евро не будет иметь негативных последствий для украинской экономики. Объемы экспорта вряд ли окажутся под серьезной угрозой», — уверяет Сергей Ягнич.

Аналитики рынков металла и минеральных удобрений — основных экспортных статей Украины — тоже не усматривают в греческих событиях повод для паники. «На мой взгляд, отдельно взятый кризис в сравнительно небольших экономиках Греции и Испании не будет иметь значительного эффекта на экономику Китая и мировые рынки сырья и металлопроката», — считает старший аналитик ИК Astrum Investment Management Юрий Рыжков. Но он отмечает сезонные колебания спроса на рынке. В настоящее время средняя экспортная цена на украинский металлопрокат (готовый и полуфабрикаты) составляет 579 долларов за тонну (это уже на сотню долларов ниже максимума, достигнутого в первой половине апреля 2010-го).

«Мы ожидаем, что в ближайшие месяц-два экспортная цена украинского металлопроката снизится не более чем на 20 долларов. Выплавка стали в нашей стране уменьшится на 10–15 процентов. Ближе к августу должно произойти очередное пополнение запасов металла в мире, что вызовет восстановление мирового спроса. Как следствие, в третьем квартале экспортные цены на отечественный прокат должны подрасти на 40–60 долларов. Это будет способствовать восстановлению объемов выплавки стали в Украине», — говорит Рыжков. По прогнозам Astrum Investment Management, в 2010 году среднегодовая цена украинского проката будет на 30–40% выше, чем в 2009-м, а выплавка стали в Украине — на 14% больше.

Начальник департамента агропромышленного комплекса и химической промышленности государственного информационно-аналитического центра «Держзовнішінформ» Дмитрий Гордейчук тоже считает, что сложившаяся ситуация не окажет существенного влияния на мировой рынок удобрений, поскольку государства Европы являются преимущественно импортерами, а не экспортерами удобрений. Более того, внутренние проблемы стран скорее на руку остальным игрокам рынка. «Во время кризиса химические заводы Португалии, Испании, Италии и Франции закрывались, вследствие чего аграрии стали больше импортировать удобрений, преимущественно из Египта», — рассказывает Гордейчук. По мнению аналитика, Греция как морская держава может повлиять разве что на политику фрахтования кораблей, перевозящих удобрения. «Но даже в этом случае серьезные колебания вряд ли возможны. На стоимость этих услуг более всего влияет цена, а также возможность кредитования субъектов хозяйствования», — утверждает аналитик.

Финансовому рынку Украины европейский кризис сулит как хорошие, так и плохие новости. С одной стороны, легче будет обслуживать банковские кредиты, номинированные в евро, и фининституты смогут формировать меньше резервов. С другой — в условиях нестабильности европейским материнским структурам украинских банков может быть не до инвестиций в нашу страну. Кроме того, долговой кризис в Европе способен отбить у инвесторов охоту покупать и украинские долги, даже несмотря на повышение суверенного рейтинга Украины. «В еврозоне из-за кризиса увеличиваются проценты, под которые мы можем брать в долг. Ранее можно было привлекать ресурсы под восемь процентов, после истории с Грецией ставка увеличилась на 1–1,5 процентных пункта», — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Тем не менее следует понимать, что будущее здоровье глобальной экономики напрямую зависит от того, насколько быстро страны PIIGS сумеют урезать свои расходы и стабилизировать госфинансы. Если европейцы не смогут мобилизовать силы и фискально-долговой кризис закончится распадом еврозоны, мир ждет новый финансово-геополитический порядок. Европе он ничего хорошего не принесет, поскольку первую скрипку будут играть другие, динамичные и по-прежнему капиталоемкие экономики.

В подготовке материала принимала участие Наталия Стецун

Основні цифри
Всього компаній-членів277на 10.05.25
Кількість КУА272на 10.05.25
Кількість адміністраторів НПФ16на 10.05.25
Кількість ІСІ1848на 10.05.25
Кількість НПФ*49на 10.05.25
Кількість СК*1на 28.02.25
Активи в управлінні КУА, млн грн696 796на 28.02.25
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 415на 28.02.25