Золотая IT-лихорадка

20 жовтня 2011
Ирина Государская, "Эксперт", №39, 2011

http://expert.ua/articles/23/0/9404/

Президент американской ассоциации AmBAR Андрей Кунов — о глобальных трендах венчурного бизнеса и перспективах развития инноваций в Украине

Ассоциация AmBAR (Американская бизнес-ассоциация русскоговорящих профессионалов) стала известной после того, как в мае 2010 года привезла в Россию венчурных инвесторов и познакомила их с российскими бизнесменами. А летом того же года организовала встречу президента РФ Дмитрия Медведева с жителями Кремниевой долины в Калифорнии.

Организация была создана в 2002-м, ее главная задача — объединить русскоговорящую общину в Кремниевой долине. Сегодня членами ассоциации являются несколько тысяч человек, в основном россиян и украинцев.

С главой AmBAR Андреем Куновым обозреватель «Эксперта» встретилась в Киеве, куда тот приехал на семинар, проводимый в рамках конкурса «Инновационный прорыв-2011» (см. «Новый осенний марафон»). На нем Кунов рассказал о секретах успеха калифорнийской Кремниевой долины.

— Как вы охарактеризовали бы систему ценностей Долины?

— Лучше всего эту систему ценностей отражает слово «меритократия», то есть власть достойных — тех, кто способен достигать результата несмотря ни на что. Сооснователь Apple Стив Джобс был одним из таких.

Население Кремниевой долины можно условно разделить на две группы. Первая — сотрудники больших корпораций, у каждой из которых есть своя корпоративная культура. Это около половины всех людей, занятых в хай-теке долины. Вторая группа — частные предприниматели. Среди них есть успешные, построившие не один бизнес и создающие очередной. А есть и совсем молодые люди, которые делают это впервые. Иногда сюда приходят те, кто приобрел опыт в больших корпорациях и хочет открыть собственное дело. Но абсолютно для всех система ценностей в первую очередь характеризуется предприимчивостью, желанием создавать бизнес самостоятельно. Даже у тех, кто работает в крупных компаниях, есть мечта или уже появился свой, пусть небольшой, проект.

Очень важной частью этой культуры является способность переносить невзгоды. Если я потерпел неудачу, то всё равно иду дальше. Таких людей больше всего ценят. Не фанатиков, не тех, кто убедил себя, что может долететь до Марса, а тех, кто умеет справляться со своими неудачами, использовать их как опыт, конструктивно.

— Что изменилось в последнее время в деле венчурного инвестирования?

— Традиционная венчурная модель за последние годы сломалась. В первую очередь потому, что технологический мир изменился. Раньше, чтобы раскрутить компанию, требовалось вложить, вне зависимости от индустрии, большие деньги. Только на первом раунде инвестирования надо было от миллиона до трех. Но сейчас появилось столько технологий, понижающих стоимость создания технологического бизнеса (по крайней мере, в США), что суммы, которые раньше вкладывали венчурные фонды, зачастую просто не нужны.

Пример — Facebook, который стал успешной компанией еще до того, как в него вложили серьезные деньги, или Groupon (сервис коллективных скидок). Первоначальные инвестиции в них были минимальны с точки зрения традиционной венчурной модели.

Обычный венчурный фонд не может инвестировать маленькие суммы в огромное количество стартапов. Он делает несколько значительных инвестиций в несколько проектов, ведь нужно «менеджерить», присутствовать на совете директоров каждой инвестируемой компании.

Сейчас в калифорнийской Кремниевой долине наблюдается тенденция уменьшения венчурных фондов, а также инвестируемых ими сумм. Появились целые категории так называемых суперангелов (superangels). Это что-то среднее между ангелом-инвестором, дающим до сотен тысяч долларов, и венчурным фондом, выделяющим от одного до пяти миллионов. Теперь многие частные инвесторы дают больше, чем традиционные «ангелы», но меньше, чем традиционный венчурный фонд.

С другой стороны, на технологических рынках продолжают появляться и развиваться технологии, требующие весьма значительных вложений. Это робототехника, новые материалы, биотехнологии. В этих областях традиционная венчурная модель продолжает работать.

— И кто больше рискует — традиционный венчурный фонд или суперангел?

— Ангел-инвестор не вкладывает в такое большое количество проектов, как венчурный фонд, ему легче наблюдать и помогать меньшему количеству стартапов. Но его портфолио обычно меньше, в этом смысле риски увеличиваются. Однако суперангел часто лично вовлечен в продвижение проектов. Он не только дает деньги, но и проводит собственную экспертизу. Кроме того, у него есть свои связи. Поэтому, вложив до полутора миллионов, он готов выйти из бизнеса в любой момент, не дожидаясь традиционного «экзита» (например, IPO. — «Эксперт»).

Ведь IPO стал очень дорогим инструментом. После того как шесть лет назад были приняты новые законы, согласно которым корпорации должны подавать больше отчетности, кризис ударил по рынку публичных размещений акций. Инвесторы ищут более простой выход. Наиболее интересным остается слияние или поглощение. Если Google готов купить компанию, которая год-два назад была основана для создания сервисов, необходимых этому поисковику, то, как правило, ее инвесторы легко расстаются с таким бизнесом.

— Какие стартапы сегодня наиболее интересны для инвесторов?

— Индустрия, типичная для венчурных инвестиций, — это Интернет. Там не нужно больших денег. Среднее начальное вложение — от 100 тысяч до 500–600 тысяч долларов. Раньше, чтобы создать софтверный продукт, надо было нанять огромную команду на два-три года, потратить несколько миллионов долларов, прежде чем ты увидишь свет в конце тоннеля. Сейчас получение первого результата — прототипа — ожидается всего за полгода. Инвестиции в данную сферу, а также в мобильные приложения и игры до сих пор воспринимаются многими как новый Клондайк. И это золото всё еще сравнительно легко добывать.

Есть несколько направлений, по которым идет активное финансирование. Прежде всего, это облачные приложения (см. «Белогривые лошадки», «Эксперт» №32 (314) от 29 августа 2011 года), ставшие в некотором смысле IT-революцией. Всё, что раньше было софтом и «сидело» в компаниях на внутренних серверах, сейчас становится веб-приложениями.

А как же риски? Конфиденциальная бизнес-информация перекочевывает на сервера, не принадлежащие бизнесу…

— Опасность преувеличена. Мы действительно едва ли не каждый день слышим о кражах и взломах IТ-систем у очень известных компаний. На самом деле когда ваш IТ-специалист «менеджерит» данные, вероятность того, что базу взломают и украдут, намного больше, чем когда информация передается на профессиональное хранение специализирующейся на этом компании. И миграция бизнес-данных на различные облачные приложения неминуема хотя бы потому, что те сервисы будут более эффективными и профессиональными, чем вы сами.

И еще. Мобильным становится всё. Даже в области B2B. Все ERP-системы, раньше «сидевшие» только на серверах, ныне доступны через смартфоны.

Я недавно летел в Калифорнию с украинскими парнями, которые делают сканирование и конвертацию различных документов в PDF-формат. Они сказали мне, что одними из главных потребителей их сервиса являются американские авиакомпании. У перевозчиков обычно множество полетной документации, которую пилоты носят с собой. Украинские IТ-специалисты теперь всё это конвертируют, и то, что раньше нужно было укладывать в чемоданы, нынче умещается в iPad.

Первый шаг

Что делать простому парню, у которого есть хорошая инновационная идея и ничего больше?

— Если есть реально востребованная на рынке идея, то нужно всем показать свое личное умение и желание ее реализовать в жизни. Я не хочу упрощать, но приведу пример. Один парень из бывшего СССР пришел на мероприятие в AmBAR, где у всех есть возможность презентовать свои проекты. У него была концепция — система конвертации баз данных из одной платформы в другую, из Oracle в Microsoft и наоборот. Этот конвертор мог преобразовывать очень большие массивы информации. Казалось бы — узко, но он очень быстро нашел людей, которые помогли ему профинансировать проект и команду. Примерно через два года этот парень продал свой бизнес Microsoft.

— Сколько в среднем надо времени на «раскрутку» стартапа? И сколько за него — опять-таки, в среднем — можно выручить?

— Существует статистика, но подход всегда индивидуален. Многое зависит от того, кто покупает. Так что это может быть любая сумма — от нуля до сотен миллионов и даже миллиардов долларов.

Возьмем для примера Groupon. Компания просуществовала всего четыре года, и Google предложил собственникам выкупить ее за шесть миллиардов долларов. Те отказались, стали развиваться дальше. И поисковик создал собственный продукт, ведь рынок огромный.

Скидочные купоны в газетах были много лет, а Groupon из этого сделал огромный интернет-бизнес, добавив очень важную вещь. Теперь он не просто дает скидки предъявителю купона, а собирает многих людей — коллективных участников скидочной программы. Например, если я магазин, который предлагает какую-то скидку, то в обмен на пользование Groupon я получаю огромное число покупателей. Если я ресторан, то на один день могу до предела заполнить зал людьми, которые придут по скидке Groupon. И благодаря такой бизнес-модели Groupon до сих пор демонстрирует сумасшедший рост бизнеса.

Насколько мне известно, эта компания до сих пор неприбыльна. Даже имея огромную выручку, она тратит на свое развитие больше, чем зарабатывает. Интернет-гигант Amazon тоже долгое время был неприбыльным.

Какие шансы на успех у начинающего предпринимателя с хорошей идеей, у которого нет ничего, даже команды?

— Первое, что нужно — это сильное желание и четкое намерение чего-либо достичь. Следующее — классная идея. А дальше необходимо создавать команду. Ведь без нее вы ничего не добьетесь.

Но чтобы сформировать команду, нужны деньги…

— Не всегда. Иногда достаточно умения заражать желанием работать других людей. Важно создать прототип. Его можно презентовать инвестору. У того, как правило, денег больше, чем идей. Но надо находить «правильных» инвесторов, не натолкнуться на того, кто хочет захватить ваш бизнес.

— Примеры таких «неправильных» можете привести?

— Таких примеров полно. Нечто подобное, насколько я знаю, произошло с проектом Skype. Если очень упрощенно, то ситуация выглядела следующим образом. Сначала Skype развивался самостоятельно, затем его приобрела компания EBay. Возникли серьезные конфликты с основателями, с точки зрения которых после покупки Skype вообще перестали развивать. Было подписано соглашение с EBay о том, что Skype станет развиваться под управлением основателей, но продажа основной доли лишила их контроля над проектом. Начались серьезные тяжбы, EBay был вынужден передать этот бизнес одному из фондов прямого инвестирования. Впоследствии фонд продал Skype за восемь миллиардов долларов компании Microsoft. В данном случае венчурный фонд смог разрулить ситуацию.

Украинский путь

— Какие интересные украинские стартапы можете назвать?

— В Украине мы познакомились с человеком, который успешно продает мебель с помощью Интернета. Казалось бы, ее нельзя продавать через Сеть… Но через пять лет, уверен, Всемирная паутина будет доминировать и в продажах таких товаров. Даже в Украине. Ведь это удобно.

Проектов в Украине множество, но по многим причинам владельцы их не афишируют. Как правило, бренды зарегистрированы в Америке. Без активной поддержки местных властей и создания необходимых условий для предпринимателей они и дальше будут делать бизнес и создавать новые технологии в Украине негласно.

— Какие пути развития инновационной среды вы видите в Украине?

— В Калифорнии я познакомился с одним российским стартапом, который возглавляет молодой француз. Всего за год выручка этого проекта выросла в десять раз. В результате была создана близкая копия компании Zappos, в Америке она торгует обувью (когда ей было три года, интернет-гигант Amazon приобрел Zappos почти за 900 миллионов долларов).

Для России — это инновация, ведь купить в Москве нормальные ботинки меньше чем за 200 долларов невозможно! Выгоднее заказать в Америке через Amazon, чтобы прислали в РФ по почте.

В Украине огромные возможности для создания и развития технологических бизнесов. В сам бизнес Google, например, «влезть» почти невозможно. Но поисковик предоставляeт глобальные информационные услуги, и продавать, в частности, ботинки или мебель напрямую не станет. Вы увидите, как скоро появятся украинские Groupon и Zappos, бизнесы, которые будут повторять то, что ныне существует на Западе.

Возникнет новое поколение, которое пойдет дальше. Если ему не мешать, оно станет создавать оригинальные IТ-продукты и выводить их на мировой рынок.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 14.05.24
Кількість КУА279на 14.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 14.05.24
Кількість ІСІ1779на 14.05.24
Кількість НПФ*52на 14.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24