Занесение в актив

06 червня 2012
Юрий Гусев, "Бизнес", №23, 2012

http://www.business.ua/articles/state_regulation/Zanesenie_v_aktiv-31580/

Cистема негосударственного пенсионного обеспечения вскоре будет вынуждена перестраивать свою работу. 29 мая на подпись Президенту направлен принятый 24 мая Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения пенсионных активов)” (рег. №9687 от 01.03.12 г.). Документ разрабатывался в стенах Госфинуслуг, еще до ее преобразования в соответствующую Нацкомиссию.

Пенсионерам вне очереди

Теперь у негосударственных пенсионных фондов (НПФ) есть все шансы подняться на первые позиции в очереди кредиторов при ликвидации банков. Также законодательные изменения предусматривают запрет на включение пенсионных активов в ликвидационные активы банков-хранителей. При этом парламентарии предусмотрели для НПФ гораздо больше возможностей “сбежать” из банков, в которых начинаются проблемы.

Собственно, принятый Закон может дать НПФ право на досрочное расторжение договора с банком-хранителем, если в отношении последнего открыто дело о банкротстве, введена временная администрация либо принято решение о санации или ликвидации.

По мнению авторов документа, его принятие решит проблему невозврата проблемными банками пенсионных активов, остро обозначившуюся на банковском рынке в результате финансового кризиса 2008-2009 гг. Напомним, что тогда пострадали многие НПФ, не имевшие возможности снять пенсионные активы с депозитов в проблемных банках. Так, на конец сентября 2009 г. НПФ держали на банковских депозитах около 340 млн грн., что составляло 46% их активов.

При этом 42 НПФ имели депозиты в семи проблемных банках примерно на 45 млн грн. (7% от общего объема активов). В частности, депозиты НПФ оказались заблокированными в таких финучреждениях, как “Надра Банк”, “Родовід-Банк”, Банк регионального развития, банки “Причерноморье”, “Киев” и Трансбанк.

Отметим, что сейчас Банк регионального развития, Трансбанк и банк “Причерноморье” находятся в состоянии ликвидации. При этом в нынешнем правовом статусе НПФ не имеют особых привилегий в вопросе удовлетворения своих требований к ликвидируемому банку. “Будут снижены риск невозврата и потери пенсионных накоплений застрахованными лицами Накопительного пенсионного фонда и участниками негосударственных пенсионных фондов”, — говорится в пояснительной записке к документу.

Низкий старт

Вопросом сохранности активов НПФ в мае озаботилась и НКЦБФР. Она утвердила изменение требований к составу и структуре активов НПФ, что, по мнению регулятора, позволит снизить риск потери пенсионных активов. Нацкомиссия разрешила новосозданным НПФ держать в банках не более 95% своих пенсионных активов, но не более 20% активов фонда в одном финучреждении. Пенсионные активы НПФ,млрд грн.

А кроме того — вкладывать не более 80% общей стоимости пенсионных активов в ценные бумаги (ЦБ), гарантированные Кабмином, и не более 40% в банковские металлы.

Это необходимо потому, что для фондов, еще не успевших аккумулировать достаточный объем средств, диверсификация портфеля инвестиций является сложной, а порой и убыточной. Собственно, данная норма будет касаться НПФ, объем активов которых не превышает 500 тыс.грн. Более того, установлено требование, что НПФ должны достигать данного показателя не более чем за 18 месяцев с момента своей регистрации в качестве финучреждения.

Те же фонды, пенсионные активы которых превышают установленный лимит, смогут оставлять на банковских депозитах в виде сберегательных сертификатов и средств на текущих счетах не более 50% пенсионных активов. К тому же ограничения на один банк составляют в данном случае 10% от стоимости активов.

При этом Нацкомиссия смягчила некоторые требования к размещению активов. В частности, из Положения был исключен пункт, запрещающий покупку ЦБ, кредитный рейтинг которых не определен рейтинговым агентством или соответствует спекулятивному по национальной шкале (см. на www.business.ua БИЗНЕС №12 от 19.03.12 г., стр.42, 43). Кроме того, устранили норму, запрещавшую НПФ размещать депозиты в банках, кредитный рейтинг которых является спекулятивным или же вовсе отсутствует.

Сторожить сторожей

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере рынков финансовых услуг, пока не обнародовала информацию об итогах деятельности НПФ за 2011 г. Тем не менее, по данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ; г.Киев; с 1995 г.; объединяет более 340 КУА), по итогам І квартала 2012 г. в управлении КУА находились 85 НПФ с активами в 687,3 млн грн.

В то же время, по данным Национальной ассоциации НПФ Украины и регистраторов НПФ (НАПФА; г.Киев; с 2004 г.; объединяет более 20 НПФ и администраторов НПФ), совокупные чистые активы фондов по итогам 2011 г. превысили 1,32 млрд грн. При этом на НПФ Национального банка Украины пришлось более половины совокупных активов системы негосударственного пенсионного обеспечения — более 712 млн грн.

Теоретически пенсионные активы в НПФ должны быть в большей сохранности, чем в каких-либо иных учреждениях. Этому будут способствовать жесткие требования к диверсификации активов, а также к использованию и учету средств вкладчиков. Более того, надзор за участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения прямо и опосредованно осуществляют Нацбанк, Нацкомфинуслуг и НКЦБФР. Тем не менее НПФ, а также обслуживающие их управляющие компании, регистраторы и хранители довольно часто допускают нарушения законодательства.

Недавно Нацкомфинуслуг подвела итоги деятельности в 2011 г. ликвидированной Госфинуслуг. В отчете указано, что всего за 2011 г. регулятор осуществил 61 проверку учреждений негосударственного пенсионного обеспечения, по итогам которых были составлены 39 актов о нарушениях законодательства. В результате помимо предписаний и распоряжений об устранении нарушений Нацкомфинуслуг приняла одно решение об остановке действия лицензии и пять решений об исключении компаний из госреестра финучреждений.

К наиболее распространенным нарушениям, выявленным в ходе проверок на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, регулятор отнес следующие: несвоевременная подача регулятору отчетности о деятельности фондов и их администраторов; несоответствие размера собственного капитала администратора НПФ требованиям законодательства; начисление административных затрат (затраты на обслуживание НПФ администратором, управляющей компанией и хранителем) с нарушением требований законодательства; невыполнение требований к диверсификации активов НПФ (невыполнение норм ст.47 Закона “О негосударственном пенсионном обеспечении”).

Также регулятор отметил, что в прошлом году имели место следующие нарушения: заключение договоров об администрировании НПФ, содержащих пункты, которые противоречат гражданскому законодательству, регулирующему направления использования пенсионных активов; невыполнение обязательств по оценке активов НПФ по их рыночной стоимости, что противоречит требованиям Положения о порядке определения чистой стоимости активов НПФ.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 17.05.24
Кількість КУА279на 17.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 17.05.24
Кількість ІСІ1779на 17.05.24
Кількість НПФ*52на 17.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24