Высокий полет

20 жовтня 2011
РЦБ.РФ, 10, 2011

http://www.rcb.ru/rcb/2011-10/97632/

Народ тянется к высокому и хочет покупать искусство — это точно. И хотя эксперты продолжают настаивать на объективной элитарности этого занятия — никто ж не будет утверждать, что, к примеру, аукционы Sotheby’s или Christie’s с эстимейтами выше 100 тыс. долл. привлекают покупателей со среднемесячной зарплатой, неважно даже какой — хоть с российской, хоть с французской, — постоянное стремление бизнеса сделать художественные артефакты доступными для сограждан приводят к технологическим новациям, благодаря которым искусство идет в народ в буквальном смысле слова.

Сегодня любую «картинку» можно красиво распечатать. Современные технологии позволяют нанести изображение Джоконды и на крышку школьного пенала, и на крыло авиалайнера. Футболки, кружки, ластики и пепельницы — все можно украсить полюбившимся образом. Арт-бизнес осваивает все новые горизонты и уже претендует на статус новой отрасли экономики — креативной.

Правда, в арт-инвестициях креатив приживается медленнее, чем в сфере потребительских технологий. К примеру, арт-фондам понадобилось почти сто лет, чтобы занять свою нишу на финансовых рынках. За это время идея коллективного инвестирования в искусство в институцио­нальной форме прошла испытания кризисами и банкротствами, обросла инфраструктурой и нормативной базой.

Но полет мысли не остановить — и вот уже российские ПИФы художественных ценностей перестают быть самой последней новацией.

В начале осени в Санкт-Петербурге был презентован новый проект с немного грустным названием — «Арт Доля». (Как-то сама собой напрашивается фраза из газмановской песни «Ах ты доля, моя доля...».)

Но «Арт Доля» — это не судьба, это проект долевого инвестирования в предметы искусства. На сайте проекта нет исчерпывающей информации, достойной внимания инвестора, — лишь общая схема: владелец картины заключает договор с проектной компанией, которая выставляет картину на всеобщее интернет-обозрение как агент. До этого этапа взаимоотношения продавца художественной ценности и агента складываются вполне традиционно.

Новации начинаются дальше. Агент в рамках проекта «Арт Доля» предлагает сей объект к покупке в складчину. Каждому покупателю доли выдается сертификат компании-агента. Что, мол, долевой покупатель стал долевым совладельцем картины. Все дальнейшие описания — где хранится художественная ценность, кто ее страхует, кто и как занимается продвижением картины к вершинам рыночной капитализации, как охраняются права наследования на такую необычную форму долевой собственности, удостоверенную обычным ООО, — словом, все, что непременно интересует инвестора, покрыто туманом. Очень надеюсь, что эта невнятность предлагаемой долевой схемы остановит ценителей прекрасного от слишком рискованной инвестиции. Не хватало нам еще обманутых арт-вкладчиков...

Основным трендом в реальном инвестиционном сегменте арт-рынка все больше становится информационная открытость. В этом смысле арт-фонды, получившие в российских реалиях новую категорию паевых инвестиционных фондов художественных ценностей, — самые прозрачные. Особенно те, что вывели свои ценные бумаги на биржевой рынок.

В мире уже есть примеры хорошей биржевой истории арт-эмитентов: Sot­heby’s, Artprice.com, Artnet. В сентябре 2005 г. компания Skate’s Art Market Re­search — на сегодняшний день один из признанных мировых лидеров в области независимой финансовой аналитики и экспертизы инвестиций в предметы искусства — приступила к расчету индекса публично торгуемых ценных бумаг компаний, чья прибыль формируется в сегменте арт-индустрии, — Skate’s Art Stocks Index (SASI).

Сейчас в состав индекса SASI входит 13 компаний. С начала сентября 2011 г. в расчет Skate’s Art Stocks Index включены паи Закрытого паевого инвестиционного фонда художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» под управлением ООО «УК «АГАНА». Специалисты отмечают, что позиции фонда на рынке институциональных инвестиций в искусство укрепляются. Паи ЗПИФа ХЦ «Собрание. ФотоЭффект», торгующиеся на бирже ММВБ с 11 апреля 2011 г., за полгода показали рост стоимости на 3,82%. Также за это время у фонда на 3,88% увеличились СЧА и расчетная стоимость пая.

ЗПИФ ХЦ «Собрание. ФотоЭффект» — это собрание уникальных фотографических коллекций мирового уровня. Это многомерный актив, где переплелись история и искусство, эмоции и расчет. Это активы, которые невозможно снова воспроизвести, — они неповторимы в конкретной конфигурации мастерства автора и события, технологии и сюжета, времени и пространства...

На оборотной стороне столетней давности фотографии с панорамным пространством над Москвой стоит традиционная для винтажных фотографий печать: Шарль Жильбер, Садовая ул., дом 15. Как очутился так высоко над Москвой французский фотограф с нашей Садовой?

Оказывается, страстью г-на Жильбера была отнюдь не фотография. Он любил летать! И при любой возможности делал это. На пару с другим Шарлем, известным в начале ХХ в. антрепренером Омоном, Жильбер осуществлял коммерческие полеты на воздушном шаре из парка «Аквариум». Представляете, отважная московская публика поднималась вечерами вверх на шаре прямо от здания нынешнего Театра имени Моссовета! Развлечение по тем временам было дорогущим — иногда по 500 руб. брали французы за один полет.

Вот оттуда — с высоты полета воздушного шара — и снимал Шарль Жильбер свои панорамы... Эти снимки были свидетельством и рекламой его мастерства — аэронавта и конструктора. А на Садовой, как выясняется, располагалось не фото­ателье, а настоящая техническая мастерская, где он с помощниками шил свои «летательные аппараты».

Так что космическая эра человечества, которая официально началась в октябре 1957 г. с запуска первого искусственного спутника Земли, создавалась и Шарлем Жильбером с Садовой.

С благодарностью к людям, которые стремились делать свое дело на высоком уровне, ЗПИФ ХЦ «Собрание. ФотоЭффект» под управлением ООО «Управляющая компания «АГАНА» представляет в октябрьском выпуске нашего журнала Галерею месяца «Высокий полет» — небольшую подборку афиш кинофильмов советского времени, где явно прочитывается тема полетов (стр. 40). И в сюжетах, и в уровне профессионального мастерства актеров и создателей фильмов. Например, за роль Сергея Макарова в фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» Олегу Янковскому была присвоена Государственная премия СССР 1987 г.

Художественные ценности, прописавшиеся в российских ПИФах, для российских НПФов остаются пока заоблачными, почти недоступными для инвестирования активами. Причем не только в прямой, но и в секьюритизированной форме. Но такое положение вещей не является повсеместным. Об опыте далекой Австралии в сфере инвестирования пенсионных средств в арт-активы рассказывает в нашем проекте вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина («Арт-активы для пенсионных фондов», стр. 36).

Свой традиционный обзор всего самого-самого интересного и выдающегося на современном арт-рынке Татьяна Маркина в этот раз посвятила рекордам из Поднебесной («Китайский синдром», 42 стр.)

«Вода всегда течет вниз, а человек всегда стремится вверх» — гласит китайская народная мудрость. Получается, высокий полет — это тоска общечеловеческая?

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 14.05.24
Кількість КУА279на 14.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 14.05.24
Кількість ІСІ1779на 14.05.24
Кількість НПФ*52на 14.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24