Вне себя

17 травня 2011
Алла Силивончик, "Бизнес", №18-19, 2011

http://www.business.ua/articles/top-signal/Vne_sebya-15184

Желание привлечь средства для развития спровоцировало активный интерес аграриев и пищевиков к размещению акций на международных фондовых биржах

Рост мировой активности в сфере IPO (см. “Человеческим языком”) коснулся и Украины. Как сказал Владислав Остапенко, глава департамента корпоративных финансов и M&A компании “Эрнст энд Янг” в Украине (г.Киев; аудит, сопровождение сделок, консультирование; с 1991 г.; 500 чел.), “2011 г. для Украины может оказаться рекордным по количеству совершенных IPO; владельцы компаний стремятся воспользоваться открывшимся IPO-окном для привлечения дополнительных средств и укрепления рыночных позиций”.

Особый интерес к привлечению капитала путем размещения акций (во многих случаях отложенный из-за экономического кризиса) проявляют компании аграрной и пищевой отраслей экономики. БИЗНЕС решил разобраться, почему эти компании отдают предпочтение привлечению средств через фондовые площадки, и каким критериям нужно соответствовать, чтобы рассчитывать на успех.

Интерес

За пять последних лет 15 украинских аграрных компаний вышли на международные фондовые рынки, разместив свои ценные бумаги (ЦБ) на биржах (см. “Выход на международные фондовые рынки…” на стр.22).

В 2011 г., согласно ожиданиям аналитиков, еще 10-12 пищевых и агрокомпаний выйдут на международные финансовые рынки. Свои планы привлечь средства через размещение акций озвучили компании “Агрополис” (г.Киев; производство молока и молочных продуктов; с 1993 г.; более 1 тыс.чел.), международная аграрно-торговая компания Valars Group (г.Таганрог, г.Москва (РФ), г.Киев; в Украине объединяет более 20 агро-
хозяйств с общей площадью сельхозземель 124 тыс.га; с 2006 г.), “Луцк фудз” (г.Луцк; производство соусов, питьевой воды; с 1997 г.; 700 чел.), агрохолдинг EastUkrAgro (бывший “Хлебное & Лан”; Харьковская обл.; племенное свиноводство; производство товарной свинины, выращивание зерновых) и холдинг “Т i С” (г.Киев; производство муки и хлеба; с 1998 г.).

Первой ласточкой в этом году стала компания KSG Agro S.A. (г.Киев; растениеводство, овощеводство, садоводство; с 2001 г.; чистая прибыль в 2010 г. — $10 млн), закрывшая 14 апреля книгу заявок (прием заявок на приобретение акций.Ред.) в рамках первичного публичного размещения акций на Варшавской фондовой бирже. В результате размещения 33% акций компания привлекла 108 млн польских злотых (или $40 млн).

Таким образом, по итогам размещения капитализация KSG Agro составила $120 млн. Следом, 4 мая 2011 г., акции “Индустриальной молочной компании” (г.Киев; производство молока, зерновых, масличных культур и картофеля; с 2007 г.; чистая прибыль в 2010 г. — $14,8 млн) начали торговаться также на Варшавской фондовой бирже.

По мнению фондовиков, активизация аграрных и пищевых компаний связана как с восстановлением международных фондовых рынков после кризисных 2008-2009 гг., так и с мировой тенденцией роста цен на сырьевые товары.

Кроме того, как заметил Владимир Носов, глава инвестиционно-банковского направления инвесткомпании Phoenix Capital (г.Киев;с 2008 г.; 70 чел), в последние годы украинский аграрный рынок консолидировался, появилось много крупных игроков с агрессивной стратегией роста, нуждающихся в капитале для развития.

По данным ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ; г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 20 чел.), в стране работают 58 аграрных холдингов, обрабатывающих 4 млн га земли (в среднем по 69 тыс.га каждый). В общеукраинской структуре производства сельхозпродукции эти холдинги по выпуску пшеницы удерживают 22%, кукурузы — 35%, подсолнечника — 13%, сахарной свеклы — 55%, сои — 27%, рапса — 30%, мяса птицы — 64%, свинины — 20%, молока — 18%.

Если все планируемые размещения в этом году будут проведены, то к концу 2011 г. на международных фондовых биржах будут котироваться акции уже 25 украинских сельхозкомпаний. А в ближайшие 2-3 года, по мнению Алекса Лисситсы, президента УКАБ, еще 20-25 компаний выйдут на внешние рынки капитала.

Эксперт считает, что акции украинских агрокомпаний пользуются спросом у иностранных инвесторов потому, что эффективность (не урожайность, а прибыльность — соотношение себестоимости и цены) производства большинства сельхозкультур в Украине выше, чем в других странах — конкурентах на международном рынке сельхозпродукции (есть и иные причины; см. “Блиц-ин­тервью”).

В частности, в Украине самые низкие в Европе затраты на производство молока (при этом цена на него в прошлом году превышала европейскую. — Ред.).

Кроме того, украинских игроков раззадоривает успех компаний, привлекших капитал на международных биржах в предыдущие годы. По данным УКАБ, на фоне ослабления влияния мирового финансового кризиса акции украинских аграрных компаний и в 2010 г. продолжали расти в цене: общая капитализация аграрных компаний, акции которых торгуются на мировых фондовых площадках, в конце февраля 2011 г. составила $8,6 млрд, что почти в 2,5 раза больше, чем в начале 2010 г.

Цена

Порог выхода компании на IPO зависит от требований выбранной площадки. “Анализируя размещение акций украинских аграрных компаний за последние годы, можно сказать, что на IPO выходят игроки, у которых не меньше 40 тыс.га земли в обработке и годовой оборот не менее $10 млн”, — сказал Алекс Лисситса.

Почти такие же ориентиры дал и Владислав Остапенко, уточнив, что минимальный объем привлечения средств на IPO должен составить $30 млн: “Если считать, что будут предложены 25% акций, то стоимость бизнеса до размещения должна составлять около $100 млн, а чистая прибыль — не менее $10 млн. В частности, по показателю чистой прибыли оценивают компании на Варшавской фондовой бирже”.

Среди Лондонской, Франкфуртской и Варшавской фондовых бирж, на которых преимущественно размещаются украинские аграрные и пищевые компании, наибольшей популярностью пользуется Варшавская. Это очевидно, судя по уже состоявшимся и планируемым размещениям. Как минимум, половина компаний, запланировавших на 2011 г. выход на международные биржи, будет размещать свои акции именно на этой площадке.

Как выяснилось, польские инвесторы заинтересованы во вложении средств в украинские аграрные компании (см. “Блиц-интервью”), да и украинским аграриям комфортнее размещаться у соседей-славян. Например, Анатолий Юркевич, председатель совета директоров компании Milkiland N.V., вышедшей в конце ноября 2010 г. на Варшавскую фондовую биржу (продали 22,4% уставного фонда компании и привлекли около EUR60 млн), выбор биржи объяснил следующим образом: “Мы остановились на Варшавской бирже, потому что на Франкфуртской площадке на тот момент у инвесторов было негативное, пессимистическое отношение к Украине, для Лондонской биржи мы были слишком маленькими (капитализация тогда составляла около
$350 млн)”.


Представители разместившихся компаний предостерегают новичков, что, выйдя на Лондонскую площадку, они могут элементарно потеряться в длинном списке компаний и “заработать” низкую ликвидность. Господин Юркевич, в частности, советует не выходить на Лондонскую биржу компаниям, капитализация которых не достигает $1 млрд.

 “Необходимые средства можно спокойно привлечь в более комфортных условиях на Варшавской бирже”, — считает он. Кроме того, Олег Бахматюк, председатель совета директоров агрохолдинга “Авангард” (г.Киев; производство яиц, сухих и жидких яичных продуктов; с 2003 г.; 4978 чел.), осуществившего в апреле-мае 2010 г. IPO на Лондонской фондовой бирже (разместили 21,7% акций на общую сумму $208 млн), в интервью БИЗНЕСу (см. статью "Выброс на рынок НДС-облигаций разрушил наши надежды") упоминал, что капитализация компании, которая выходит на Нью-Йоркскую биржу, должна составлять минимум $3 млрд.

По различным оценкам аналитиков, затраты на IPO составляют 4-10% суммы размещения (причем услуги аудиторов и юристов — это в основном фиксированные суммы, а комиссионные инвестиционного банка — доля от суммы сделки). Например, расходы упоминавшейся компании Milkiland, привлекшей на бирже EUR60 млн (или $90 млн), составили $2,5 млн, KSG Agro, выручившей $40 млн, — $2,8 млн.

Как говорят аналитики, инвесторы готовы вкладывать средства в компанию, демонстрирующую стабильный рост производственных и финансовых показателей. “Инвесторы будут в первую очередь обращать внимание на хорошую историю роста компании. Также для них важна ликвидность акций, что означает возможность “выйти из той или иной бумаги” (сбросить акции. — Ред.) в любое время.

Если у компании недостаточно free float (доля акций, находящихся в свободном обращении. — Ред.), значит, могут возникнуть сложности с поиском покупателя на ценные бумаги. То есть чем больше пакет акций, который выставлен на продажу во время IPO, тем больше у компании должен быть объем free float и, соответственно, более ликвидными должны быть эти акции”, — уверен Брайан Бест, управляющий директор инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании “Драгон Капитал”.

Высокий порог сдерживает выход на IPO более мелких игроков, показатели которых не дотягиваются до требований главных площадок, тем не менее они активнее начинают осваивать альтернативные площадки фондовых бирж.

В частности, в прошлом году на альтернативной площадке NewConnect Варшавской фондовой биржи разместила свои акции компания “Агролига” (г.Харьков; выращивание зерновых, производство растительного масла, молочное животноводство; с 1992 г.; в обработке 5,5 тыс.га земли).

Из упомянутых компаний, планирующих размещение в этом году, в частности агрохолдинг EastUkrAgro также нацеливается на альтернативную площадку NewConnect. Хотя, как говорят эксперты, на альтернативной площадке выше риски и не так много желающих купить акции, тем не менее это возможность для небольших сельхозпроизводителей (с небольшим оборотом и чистой прибылью) привлечь средства для развития.

Преимущества

Разумеется, фондовые рынки предоставляют возможность для украинских компаний привлечь финансирование для дальнейшего развития. Как заметил Владимир Носов, финансовый кризис показал опасность стимулировать рост компании исключительно за счет банковского финансирования.

Высокие кредитные ставки и сейчас отпугивают желающих привлекать средства банков для развития, да и сами банки, по словам экспертов, неохотно финансируют долгосрочные инвестиционные проекты компаний.

Хотя, как говорят экономисты, IPO как инструмент привлечения средств для развития и кредитные ресурсы несопоставимы. По мнению г-на Остапенко, “нельзя просто сравнивать расходы на IPO и ставку по кредитам, так как в случае IPO владельцы еще и теряют часть доли в бизнесе”. Тем не менее выход компании на IPO в дальнейшем может быть условием для привлечения кредитов у международных финансовых институтов на более выгодных условиях.

Например, 21 апреля стало известно, что ЕБРР решил предоставить кредит на EUR11 млн компании “Укрпродукт Групп” (г.Киев; производство и дистрибуция молочных продуктов; объединяет 5 молокоперерабатывающих предприятий, дистрибуционную, экспортную и транспортно-логистическую компании; с 1997 г.), акции которой с 2005 г. котируются на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи.

Кроме того, 4 апреля появилось сообщение о том, что совет директоров Международной финансовой корпорации (IFC) планирует рассмотреть вопрос о финансировании оборотного капитала агрохолдинга “Мрія” (Тернопольская обл.; выращивание зерновых, овощей, сахарной свеклы; с 1992 г.) на $90 млн на три года.

Кроме того, аграрным компаниям, которые не имеют большого количества активов на балансе, но арендуют земли, сложнее предоставить их в качестве залога (пока нет рынка земли, она считается непривлекательным залогом) в банке, поэтому для них реальнее получить финансирование на рынке капитала.

По мнению г-на Лисситсы, даже при таких рисках, как внедрение рынка земли в Украине, “преимущество публичных компаний будет в том, что они в любом случае смогут продать часть своих акций на бирже, и инвесторы это поймут”. Малое же, непубличное сельхозпредприятие свяжет себя кредитными обязательствами, будет платить неподъемные процентные отчисления, а если обанкротится, то земля отойдет банку.

Таким образом, IPO может позволить компаниям и частично минимизировать риски, и привлечь долгосрочное финансирование на развитие, и понять свою рыночную стоимость, и диверсифицировать финансовые потоки. “Акции публичной компании могут использоваться как “валюта” в сделках по слияниям и поглощениям. Также такие акции являются интересным предметом залога для привлечения внешнего финансирования акционерами компании. Кроме того, компания может использовать свои свободно торгующиеся акции в мотивационном пакете для высшего менеджмента и ключевого персонала компании”, — убежден Владимир Носов.

Руководитель компании — о роли инвестбанкиров

Анатолий Юркевич (42),
председатель совета директоров компании Milkiland N.V. (Нидерланды; владеет ОАО “Останкинский молочный комбинат” (Россия) и ДП “Милкиленд-Украина”, которое объединяет 10 перерабатывающих заводов и четыре агрофермы; производство и реализация молочных продуктов; с 1994 г.; 6,4 тыс.чел.; чистая прибыль в 2010 г. — EUR22 млн):

— Инвестиционные банкиры могут помочь хорошо продать акции, если вы сами готовы хорошо представить компанию — публично презентовать ее на road-show, доказать свои финансовые результаты за прошлые периоды, объяснить, для чего привлекаете средства.

Если этой готовности нет, то инвестиционные банкиры не сделают это за вас. Когда вы будете готовы отстаивать свою компанию, инвестиционные банкиры вам помогут.

Нельзя также забывать, что выход на международные рынки капитала — это не только большие возможности, но и большие затраты. Бюджет размещения не может быть фиксированным, потому что многие работы оцениваются почасово. Поэтому, готовя бюджет для IPO, имейте резерв.

Юрист — о готовящихся размещениях

Сергей Атамась (32),
управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании Kreston GCG (г.Киев; с 2001 г.):

— В этом году есть все перспективы увидеть 5-10 размещений украинских компаний на международных биржах, преимущественно на Варшавской. По моим оценкам, в стадии подготовки к IPO (или РР) находятся около 30 компаний.

Почти каждая инвесткомпания в Украине сейчас ведет в среднем по 2-3 претендента. Украинские аграрный и пищевой сектора наиболее привлекательны для биржевых инвесторов из Европы. Компании этих отраслей быстрее других преодолели последствия финансового кризиса, кроме того, пищевой бизнес кажется инвесторам понятным и предсказуемым.

Представитель инвесткомпании — о выборе площадки

Брайан Бест (40),
управляющий директор инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании “Драгон Капитал” (г. Киев; с 2000 г.; более 200 чел.):

— Интерес инвесторов к компаниям развивающихся рынков сейчас достаточно высок. Одним из рисков для украинских аграрных и пищевых компаний является повышенный спрос на акции предприятий этих отраслей. Почему мы относим это к рискам?

Потому что мы не знаем наверняка, насколько глубок этот спрос и как быстро он может быть удовлетворен.

Выбирая биржу, компания ориентируется на ту, где будет наибольший спрос на ее бумаги. Но если маленькая компания будет выходить на большой финансовый рынок (например, на Лондонскую фондовую биржу), то, скорее всего, инвесторы ее не заметят, поскольку они сфокусированы на крупных торговых идеях (trading ideas) и компаниях с большой ликвидностью.

Принципиально важно выбирать ту биржу, где есть компании вашего размера и класса. Кроме того, желательно войти в индекс этой биржи. Это новый тренд на рынках капитала, все больше и больше инвесторов и трейдеров всего мира покупают акции компаний, входящих в индексы биржи, поддерживая их ликвидность.

Блиц-интервью

“Польские инвесторы смотрят на нюансы украинского бизнеса по-славянски”,

считает Андрей Дубецкий (31),
исполнительный директор представительства Варшавской фондовой биржи в Украине (г.Киев; с 2008 г.; 3 чел.)

— Чем объясняется популярность Варшавской фондовой биржи у украинских эмитентов?

— Главным образом — высокой динамикой (50% и выше с момента выхода на фондовый рынок до начала 2011 г. — Ред.) капитализации компаний, вышедших на биржу в предыдущие годы. Кроме того, польские инвесторы смотрят на нюансы украинского бизнеса по-славянски, проще.

В целом, Варшавская фондовая биржа достаточно молода, и рынок еще не насытился иностранными компаниями. Из 400 компаний на главной площадке — 32 иностранные. А иностранные компании — это определенная диверсификация рисков для польских и других инвесторов.

— Почему инвесторы хорошо оценивают именно украинские аграрные компании?
— Ввиду отсутствия возможности в принципе увидеть на площадке аграрные компании из других стран (за исключением разве что российских). В Польше нет крупных агрокомпаний, европейские игроки уже давно разместились на каких-то других европейских фондовых площадках. То есть для польских инвесторов, желающих вложить средства в продовольственный бизнес, украинские пищевые и сельхозкомпании — по сути, единственная возможность.

— Сколько компаний планируют выход на Варшавскую биржу в этом году, сколько средств они планируют привлечь?

— Официально заявили о своем намерении в 2011 г. разместиться на главной площадке биржи компании “Агрополис”, “Индустриальная молочная компания” и Valars Group, также “Луцк фудз” — на альтернативной площадке. Всего, по нашим данным, находятся в процессе подготовки к выходу на Варшавскую фондовую биржу примерно 10 компаний. Они намерены привлечь от EUR40 млн до EUR100 млн каждая.

— Каким компаниям не стоит рассматривать такой инструмент привлечения средств, как IPO?

— На Варшавской фондовой бирже к торгам допускаются компании, минимальная капитализация которых составляет EUR15 млн. Но на самом деле компаниям с капитализацией меньше EUR40 млн, наверное, не стоит рассматривать вариант выхода на IPO.

Потому что предложение на основную площадку Варшавской фондовой биржи акций менее чем на EUR15 млн не привлекательно для инвесторов, инвестиционных банкиров, да и для самой компании, принимая во внимание большие затраты материальных ресурсов и времени на подготовку к IPO. При условии продажи 25-30% акций компании мы и выходим на размер капитализации в EUR45 млн.

Человеческим языком

IPO
(от англ. Initial Public Offering) — первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу инвесторов.
РР (от англ. Private Placement) — первоначальное частное предложение акций компании ограниченному, известному кругу инвесторов.
SPO (от англ. Second Public Offering) — вторичное публичное предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц.
Фондовый индекс — индикатор фондового рынка, показывающий усредненное значение изменения цен на акции, входящие в состав индекса.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 17.05.24
Кількість КУА279на 17.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 17.05.24
Кількість ІСІ1779на 17.05.24
Кількість НПФ*52на 17.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24