Вкус французской булки

13 вересня 2010
"Бизнес", №37, 2010

http://www.business.ua/articles/foreign_experience/3545/

Начало политического сезона обещает быть бурным не только в Украине, но и во вполне благополучной Франции (см. БИЗНЕС №30 от 27.07.09 г., стр.20-22), где возобновились дебаты по поводу реформы пенсионной системы. 7 сентября, когда Национальная Ассамблея — нижняя палата французского парламента — приступила к рассмотрению данной реформы, состоялась грандиозная забастовка, главными участниками которой стали учителя и работники транспорта.

По оценкам министерства внутренних дел, в ней приняли участие 1,12 млн чел., профсоюзы насчитали 2,5 млн чел. Следующие акции протеста запланированы на 18 сентября — на этот день назначено рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста в Сенате.

Документ предусматривает увеличение официального возраста выхода на заслуженный отдых на два года — с 60 до 62 лет для всех пенсионеров и с 55 до 57 лет для полицейских и госслужащих. Кроме того, предполагается увеличить необходимый для получения пенсии трудовой стаж с 40 до 41,5 года.

Инициатор реформы, президент Франции Николя Саркози заявил, что забастовки не помешают утвердить законопроект. “Это очень важная реформа, и она, естественно, провоцирует серьезные опасения и акции мобилизации. Профсоюзы играют свою роль, собирая такие акции”, — сказал он.

Отметим, что процедуру повышения пенсионного возраста собираются растянуть на шесть лет — с 2012 г. по 2018 г., однако такая перспектива не утешает протестующих.

“Дело даже не в увеличении пенсионного возраста, а в том, что правительство серьезно рассматривает только эту меру. Сейчас речь идет о 62 годах, а через шесть лет окажется, что работать нужно до 65 лет и т.д.”, — говорится в заявлении профсоюзов.

В отличие от Украины, где Кабинет министров не спешит объяснять гражданам свои действия и уж тем более намерения, во Франции правительство в лице премьера Франсуа Фийона не первый месяц убеждает граждан, что без экономии не обойтись.

Пенсионный бюджет страны составляет EUR279 млрд, а прогнозируемый пенсионный дефицит в 2010 г. — EUR32 млрд. И если государство не предпримет никаких мер, к 2030 г. он достигнет EUR50 млрд.

Главная причина сложившейся ситуации — старение населения и увеличение доли пенсионеров, как, собственно, и во всей Европе (см. БИЗНЕС №30 от 26.07.10 г., стр.15-18).

По данным министерства экономики Франции, в 1990 г. в стране было 9,5 млн пенсионеров, в 2010 г. — уже 16 млн. А к 2030 г., по прогнозам экспертов, их количество достигнет 21 млн чел., в то время как численность населения особо не увеличится.

На начало 2010 г. этот показатель составлял 64,7 млн чел., из которых 62,8 млн чел. проживали непосредственно во Франции.

Правительство подчеркивает, что основная его забота — сохранить действующую солидарную пенсионную систему (об альтернативной ей накопительной системе см. БИЗНЕС №32 от 09.08.10 г., стр.24-26).

Давно здесь сидим

Увеличение доли пенсионеров во Франции предвидели довольно давно. Еще в 1978 г., когда впервые возник дефицит в пенсионной системе, тогдашний министр здравоохранения Симона Вейль с полной уверенностью заявила, что в дальнейшем ситуация будет усугубляться — соотношение работающих и пенсионеров в стране будет меняться в пользу последних.

Эти прогнозы, впрочем, не стали сигналом к ужесточению пенсионного режима. В 1982 г. официальный возраст выхода на заслуженный отдых во Франции был снижен до нынешних 60 лет.

При учреждении официальной системы пенсионного страхования в 1905 г. он составлял 65 лет. Находившиеся у власти в начале 1980-х годов социалисты во главе с президентом Франсуа Миттераном преподносили снижение пенсионного возраста как выдающееся достижение в борьбе за социальную защиту населения.

После социалистических экспериментов уже в 1993 г. дефицит в пенсионной системе составил 40 млрд французских франков (в пересчете на евро это примерно 7 млрд).

В том же году правое правительство Эдуарда Балладура предприняло довольно жесткие шаги по экономии пенсионных денег. На законодательном уровне был изменен трудовой стаж — он увеличился с 37 до 40 лет для работников частного сектора.

Отметим, что повышали его постепенно: на три месяца в год в течение десяти лет. Такой подход значительно сократил средний размер пенсии в стране. Однако успех реформы был кратковременным.

Дефицит пенсионной системы к 1995 г. сменился профицитом, в 1998-2004 гг. она работала стабильно. Но продолжительность жизни граждан росла, пожилых французов становилось все больше, и к 2005 г. наметилась тенденция к постоянной нехватке средств.

Нарежем по-новому

Сейчас средний возраст выхода на пенсию во Франции составляет 59,4 года, т.е. меньше официального минимума в 60 лет.

Помимо общих пенсионных требований законодательство оговаривает ряд льгот, связанных, например, с условиями труда, которые позволяют выйти на заслуженный отдых чуть раньше официального срока.

Особо привлекательные условия существуют для некоторых категорий госслужащих. К примеру, полицейские и учителя сейчас выходят на пенсию в 55 лет, члены парламента — в 50, а военнослужащие могут уйти на заслуженный отдых, заработав 15 или 25 лет стажа, независимо от возраста.

Что касается работников частного сектора, то для них перспективы не столь радужны, им приходится работать до 60 лет. Чтобы получить полную трудовую пенсию, надо иметь не менее 40 лет трудового стажа.

В противном случае, такие трудящиеся могут рассчитывать на государственную пенсию только с 65 лет. Так что некоторые французы вынуждены работать после 60 лет, чтобы “дозаработать” стаж.

Законодательство гарантирует всем желающим возможность работать и после 65 лет, а частный работодатель не может уволить работника без желания последнего, пока тому не исполнится 70 лет (!).

В последнее время, по официальным данным, количество пенсионеров-“досрочников” стремительно сокращается. В 2009 г. на пенсию, не достигнув 60-летнего возраста, вышли около 30 тыс.чел., а годом ранее — около 120 тыс.чел.

Собственно, этот фактор и стал решающим в вопросе повышения пенсионного возраста и необходимого трудового стажа.

Отметим, что, по данным французского министерства экономики, среди французов в возрасте 55-64 лет на начало 2010 г. работали всего 38,9%.

Этот показатель немного выше, чем в предыдущие годы (38,2% в 2009 г. и 37% в 2003 г.), но все же значительно ниже, чем у соседей — в 27 странах ЕС средний уровень работающих граждан старшей возрастной группы составляет 46%.

При этом уровень трудовой занятости в возрастной группе 60-64 лет во Франции составляет 17% по сравнению с 30% в среднем по ЕС.

Отметим, что, по данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, в нашей стране этот показатель почти такой же, как и во Франции.

“По состоянию на конец 2009 г. работающих пенсионеров в Украине было 2,9 млн чел., или 22% общего количества пенсионеров”, — говорит Лидия Ткаченко, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины (г.Киев; с 2002 г.).

Критики правительственных инициатив во Франции заявляют, что людям предпенсионного возраста и сейчас довольно сложно найти работу. Ни частный сектор, ни госучреждения не спешат нанимать на работу граждан старше 50 лет.

В ответ на критику французское правительство обещает принять меры — установить штрафы для предприятий, которые не будут брать на работу людей старше 50 лет.

И наоборот, те, кто будет активно трудоустраивать пожилых людей, получат налоговые льготы.

В целом, эксперты Европейской комиссии уверены, что нынешняя волна пенсионных реформ в Евросоюзе не последняя.

К 2060 г. пенсионный возраст в странах — членах ЕС планируют увеличить до 70 лет. То, о чем десять лет назад говорили лишь некоторые эксперты, становится предметом обсуждения чиновников (см. “Было сказано”).

Теоретически избежать резкого повышения пенсионного возраста можно за счет сокращения льгот, предоставляющих возможность раннего выхода на заслуженный отдых и привлечения мигрантов для пополнения трудовых ресурсов (см. БИЗНЕС №17 от 27.04.09 г., стр.44-46).

Но при этом не стоит забывать, что такая комбинация вызывает сопротивление льготников, а мигранты создают новые проблемы.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 15.05.24
Кількість КУА279на 15.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 15.05.24
Кількість ІСІ1779на 15.05.24
Кількість НПФ*52на 15.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24