Укрепление Украины после кризиса - план реформ
http://investgazeta.net/blogi/ukreplenie-ukrainy-posle-krizisa---plan-158621/
Мартин Райзер, директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове, дал несколько советов новому президенту и его команде
По окончании президентских выборов в Украине и среди ее международных партнеров сформировался широкий консенсус относительно необходимости проведения реформ в стране. Президенту Януковичу и его команде нужно будет оперативно действовать, чтобы использовать этот импульс. Необходима целенаправленная программа реформ, которая решительно поставит Украину на путь устойчивого экономического восстановления. Такая программа должна иметь четко обозначенные приоритеты. Она должна дать правильные сигналы гражданам и инвесторам. Какой она может быть?
Украина должна решить три взаимосвязанные задачи.
1. Стабилизировать государственные финансы и восстановить доверие к ним.
Это можно сделать с помощью фискальных реформ, которые уменьшают неэффективность работы, рационализируют систему трансфертов и субсидий и улучшают стимулы для государственных инвестиций. Первый приоритет - это принятие реалистичного бюджета на 2010 год. Неизбежно придется сокращать расходы. Очевидными являются три основных источника экономии: реформирование пенсионной системы, существенное повышение тарифов на энергоносители и отопление, ликвидация льгот по НДС и схем минимизации налогов (например, договора о двойном налогообложении с Кипром). Бюджет также должен сэкономить средства на программах социальной помощи, которые не имеют четкого адресного характера, и перераспределить эти средства для усиления эффективных адресных программ социальной помощи, которые действительно помогают бедным домохозяйствам. Чтобы стимулировать восстановление экономики, следует гарантировать базовые расходы на государственную инфраструктуру.
Для восстановления доверия к государственным финансам нужно безотлагательно принять две дополнительные меры. Во-первых, Украина должна, наконец, принять закон о государственных закупках в соответствии с международными стандартами. Правительство является единственным крупнейшим покупателем товаров и услуг в стране (около 8% ВВП, не учитывая государственные предприятия). Для того чтобы стимулировать конкуренцию и получить крайне важную экономию средств, нужно, чтобы государственные закупки были прозрачными и регулируемыми законом. Во-вторых, властям нужен надежный план сокращения задолженности по возмещению НДС. Налогообложение экспортеров при наличии такой задолженности является неэффективным во времена, когда страна нуждается в росте экспорта, чтобы ускорить восстановление экономики.
2. Стимулировать частные инвестиции.
Сложившуюся сегодня ситуацию можно изменить, если Украина дерегулирует экономику и стимулирует конкуренцию. Опыт других стран свидетельствует, что дерегулирование может быть быстрым и может послать мощные сигналы инвесторам. Украине следует нацелиться, по крайней мере, на 30%-ное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и ввести "регуляторную гильотину" для устранения излишних стандартов советского периода в контексте гармонизации с ЕС. Президент Янукович обязался сократить бюрократию и раздутые штаты. Дерегулирование предоставляет такую возможность.
3. Перестроить финансовый сектор.
Финансовый сектор все еще уязвим. Надо решить проблему невозвратных кредитов и восстановить доверие, чтобы содействовать посредничеству. НБУ располагает основными инструментами для проведения быстрой реорганизации неплатежеспособных банков. Эти инструменты надо использовать и обеспечить выполнение планов капитализации. Кроме того, для восстановления доверия следует обнародовать основную информацию о финансовом состоянии коммерческих банков и пересмотреть положения о банковской тайне, чтобы привести их в соответствие с международными стандартами. Необходимо сохранить независимость НБУ, но управление этим банком надо улучшить, чтобы сократить случаи конфликта интересов и восстановить доверие рынка.
Мартин РайзерНекоторые из предложенных здесь мер, в частности повышение тарифов и пенсионная реформа, могут быть непопулярными. Однако необязательно, чтобы реформы ухудшали жизнь малоимущих домохозяйств. Можно использовать целевые субсидии. Украина имеет соответствующую возможность и системы, чтобы эффективно предоставить такие субсидии. Кроме того, учтите последствия, с которыми столкнется страна, если государственные финансы не будут стабилизированы. Процентные ставки останутся высокими, инвесторы будут выжидать, международные кредиторы выведут из страны дополнительные ресурсы, а кредитование реального сектора экономики уменьшится. Возникнет угроза для монетарной и курсовой стабильности. Проведение реформ в интересах граждан Украины. Новое руководство страны должно доказать это.
Уверенная и целенаправленная программа реформ также заслужит поддержку со стороны международных партнеров Украины. Всемирный банк готов оказать помощь в форме финансирования и советов. Но сейчас наступило время реформ.
Всього компаній-членів | 277 | на 14.05.25 |
Кількість КУА | 272 | на 14.05.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 14.05.25 |
Кількість ІСІ | 1851 | на 14.05.25 |
Кількість НПФ* | 49 | на 14.05.25 |
Кількість СК* | 1 | на 28.02.25 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 696 796 | на 28.02.25 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 415 | на 28.02.25 |