Украинские IPO - 2010: Охота на инвестора

19 квітня 2010
Елена Мошенец, Игорь Гошовский, Дария Исакова, Дина Пархомчук, "Инвестгазета", №15, 2010

http://investgazeta.net/kompanii-i-rynki/ukrainskie-ipo---2010-na-investora-158784/

Десять компаний и миллиард долларов — прогноз украинского IPO-рынка на этот год. Смогут ли отечественные компании оправдать надежды и повести рынок в ногу с мировыми тенденциями?

Статистики знают, что самые низкие показатели деятельности всегда приходятся на первый квартал. Если следовать теории чисел, мировой рынок IPO может в этом году поставить новый рекорд, обозначив жирной точкой конец кризиса. По данным квартального отчета «Эрнст энд Янг», только за первые три месяца на глобальном публичном рынке компаниям удалось привлечь $53,2 млрд. Это один из самых высоких квартальных показателей последнего десятилетия. Если верить в рост — а все годы, кроме кризисного 2008-го, показывали позитивную квартальную динамику — можно ожидать, что в последние месяцы года количество привлеченных средств вырастет на 50-60%.

Оснований для этого достаточно — кризисная паника заставила правительства многих стран буквально «залить» свои рынки ликвидностью, а дороговизна банковских кредитов и облигационных займов снизила их привлекательность. Сезон охоты открыт: компании наблюдают за инвесторами, а инвесторы в ожидании интересных предложений на рынке. А это значит, что по итогам этого года мировой рынок IPO может вполне выйти на докризисные показатели 2006-2007 годов, собрав у инвесторов свыше $200 млрд.

Глобальные тенденции не обходят стороной и Украину — расправить свои финансовые крылья в этом году планируют минимум десяток компаний. Вполне вероятно, что им это удастся, говорят эксперты, аргументируя это несколькими причинами.

Самая главная — конец политической неопределенности. С конца прошлого года иностранцы внимательно следят за играми политиков, ожидая определения дальнейшего курса страны и более-менее понятных правил игры. «Риски, связанные с инвестициями в Украину, в последнее время носили политический характер. На фоне стабилизации политической ситуации в стране они начинают отходить на второй план, что является позитивной тенденцией и открывает путь иностранному капиталу в Украину», — отмечает генеральный директор «Ренессанс Капитал» в Украине, Беларуси, и странах Центрально-Восточной Европы Питер Ванхекке. Плюс оптимистичный прогноз относительно роста ВВП, высокая ликвидность внешних рынков, возобновление переговоров с МВФ, позитивные ожидания инвесторов – все это создает благоприятную почву для выхода украинских компаний на мировую арену. Использовать именно публичное размещение акций многих подтолкнет высокая долговая нагрузка, так как в силу разных причин большинство компаний в прошлом году не погашали свои долги, а всячески пытались их реструктуризировать. По данным Национального банка, на начало этого года внешний долг частного сектора достигает $75 млрд., что более чем на $10 млрд. превышает показатель двухлетней давности. Банковское кредитование для многих компаний все еще остается недоступным из-за высокой стоимости, поскольку финансовые учреждения озабочены больше работой с существующей проблемной задолженностью и абсолютно не мотивированы государством на выдачу новых займов. «Сейчас одной из причин выбора IPO является отсутствие необходимости возвращать средства через определенное время и платить по ним периодические купоны. Кроме того, некоторые компании не могут на данный момент привлечь долг в силу своих кредитных рисков, но рассчитывают на привлечение ресурсов путем продажи части своих акций», — рассуждает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын. Важным моментом можно назвать и реанимацию желания собственников не только привлечь средства, но и оценить рыночную стоимость своего бизнеса, повысить имидж компании. «Кроме того, IPO предполагает участие иностранных инвесторов (у которых местное законодательство более жестко следит за правами акционеров) в капитале украинских компаний, что, в свою очередь, создает своеобразную «защиту» от недружественного поглощения со стороны других украинских компаний либо атак на компанию со стороны государственных органов», — добавляет г-н Печерицын. В то же время ожидаемое рынком национальное IPO-2010 несколько разнится с мировыми тенденциями. «Инвестгазета» выделила пять главных парадоксов публичного рынка нынешнего года и выяснила причины национальных особенностей.

Парадокс первый – кто?

В этом году размер, как никогда, имеет значение. Инвесторам, желающим разнообразить свои портфели украинскими активами, придется довольствоваться небольшими компаниями. Средние по размеру компании составят ядро отечественного IPO-движения. Среди предполагаемых размещений — «Авангард», «Агролига», «Дакор Агро Холдинг», OstChem, «Галнафтогаз», Hotel Development Holding (UDC Holding), «Баядера». Доразмещение планируют «Агротон», «Т.М.М.», «Украинский Медиа Холдинг». Переговоры с Варшавской биржей ведут компании «Синтал» (перевод акций с Франкфурта в Варшаву) и «Мрия». Последние годы эксперты активно говорят о размещении компании ДТЭК и холдинга «Метинвест». Среди кандидатов на IPO в ближайшие годы агентство PBN также называет «Датагруп», «Интерпайп», «Клуб Сыра», Райффайзен Банк Аваль, Укргазбанк, «Волю». По разным оценкам количество компаний, которые уже сейчас работают над подготовкой к IPO,  варьируется в пределах 15-25 компаний. Из них около десяти провести IPO или SPO (secondary market offering – вторичное размещение акций) имеют шанс уже в этом году. По размеру это средние компании, что же касается крупных игроков, таких как «Метинвест» или ДТЭК, участники рынка считают, что нынешняя оценка бизнеса вряд ли устроит акционеров и откладывают их IPO-дебюты на 2011-2012 годы. Пока же эти компании имеют возможность развиваться за счет долгового финансирования и вполне вероятны выпуски еврооблигаций в этом году. «Однако и «Метинвест», и ДТЭК по структуре управления и корпоративным стандартам готовы к поведению IPO. При наличии внутреннего решения о выходе на IPO «Метинвест» или ДТЭК могут провести IPO в начале 2011-го», — уверен вице-президент направления инвестиционно-банковских услуг Phoenix Capital Петр Спатарь. В свою очередь генеральный директор Foyil Securities Александр Сандул называет основной проблемой украинского рынка IPO этого года дефицит компаний-кандидатов, полностью готовых к размещению акций, несмотря на высокий аппетит к риску со стороны инвесторов.

«Многим украинским компаниям необходимо сначала провести реструктуризацию и улучшить стандарты корпоративного управления, прежде чем выходить на рынок. Я не исключаю, что ряд размещений, запланированных на текущий год, будет перенесено на следующий год ввиду длительности процессов реструктуризации», — уверен г-н Сандул. Между тем финансовый эксперт Эрик Найман предполагает, что в этом году государство может стать одним из основных конкурентов IPO, предлагая интересные предприятия в ходе масштабной приватизации. Подобные планы уже неоднократно высказывались, однако еще не были реализованы в полной мере. Если государство все же предложит IPO таких крупных компаний, как «Укртелеком» или Одесский припортовый завод, это может составить серьезную конкуренцию за инвесторов более мелким компаниям и быть в русле мировых тенденций. Но ключевое слово «если» пока отдает приоритет среднему по размеру бизнесу.

Парадокс второй – откуда?

С конца прошлого года инвесторы начали проявлять свою благосклонность к финансовому сектору. Подтверждением тому стали успешные размещения бразильского подразделения крупнейшего банка Испании Santander ($8 млрд.), японского страховщика Dai-ichi Life ($10,9 млрд.), китайского брокера Huatai Securities ($2,3 млрд.). В этом году рекорд по привлечению средств планирует поставить Agricultural Bank of China, собрав около $29 млрд. В то же время, по версии CEOWorld Magazine, весомая доля мировых компаний, которые планируют первичное размещение акций в этом году, — выходцы из IT-сектора.

Украинские финансовые и IT-структуры пока малоактивны по сравнению со своими иностранными коллегами. А порядка 80% потенциальных размещений — это компании агросектора и пищевой промышленности Лидерство компаний сельскохозяйственного сектора управляющий директор по инвестиционному банкингу UFC Capital Алексей Имас объясняет, во-первых, разницей между возможной ценой земли при размещении и ее условно-покупочной стоимостью в Украине (с учетом всей обрабатывающей техники и прочих затрат), что является привлекательным для украинских владельцев таких бизнесов. И, во-вторых, разницей между ценой украинской земли при размещении и ценой на землю в развитых странах Европы (странах Евросоюза), что дает возможность инвестору реализовать значительную финансовую маржу в среднесрочной перспективе. Старший аналитик «Велес Капитал» Дарья Терещук к привлекательным для инвесторов секторам также относит потребительский, недвижимость, горнодобывающую и перерабатывающую промышленность, нефтегазовый сектор и энергетику. Директор управления инвестиционно-банковских услуг «Ренессанс Капитал Украина» Сергей Алексеенко акцентирует внимание и на интересе инвесторов к экспортоориентированным компаниям. «Компаниям, делающим ставку на развитие и рост внутреннего рынка, будут уделять меньше внимания», — уверен г-н Алексеенко. 

Парадокс третий – куда?

Если сравнить географическую структуру привлечений в мире (см. схему), несложно заметить, что результаты первых трех месяцев нынешнего года диаметрально противоположны результатам аналогичного периода прошлого года. Мировой центр ликвидности переместился в Азию, мало пострадавшую от финансового кризиса и традиционно владеющую большими объемами денежных ресурсов. Из общего числа сделок IPO треть была проведена на Шэньчжэньской фондовой бирже (81 сделка, или 30,3%), с большим отрывом второе место занимает Бомбейская фондовая биржа (19 сделок, или 7,1%) и Нью-Йоркская фондовая биржа (16 сделок, или 6,0%). По объему же привлеченных средств азиаты не уступили место представителям других бирж. За счет только одного размещения японской страховой компании Dai-ichi Life Токийская фондовая биржа в этом году вышла в лидеры по объемам – компании удалось привлечь около $11 млрд., что составляет пятую часть общего объема привлеченных средств. Шанхайская и Шэнжэньская фондовые биржи привлекли почти по $9 млрд. каждая, сконцентрировав по 16% общемирового объема.

Украинские компании пока более традиционны в своей IPO-географии. В числе приоритетных площадок – Лондон, Варшава и Франкфурт. В столицу Туманного Альбиона многих тянет имидж, Варшава характерна для компаний малой капитализации и агроспециализированных предприятий, Франкфурт традиционно связывают с техническим листингом. Эрик Найман отмечает, что лишь «второй эшелон» украинских компаний будут смотреть на Нью-Йорк, Москву и Гонконг. «Российские компании уже активно пошли за деньгами на китайские рынки — там много денег и ликвидности. Крупнейшие украинские компании в принципе также могут выйти на восточные рынки. Но только самые крупные и скорее всего уже в 2011 году», — уверен эксперт. К примеру, пионерами в Азии могут стать компании «Метинвест» или ДТЭК. Для более мелких игроков усилия, необходимые для выхода на азиатские площадки, могут превышать очевидные выгоды. По словам Питера Ванхекке (в конце прошлого года «Ренессанс Капитал» открыл свое представительство в Гонконге), азиатские инвесторы интересуются украинскими активами прежде всего в базовых отраслях промышленности, например в металлургии. «Но это скорее перспектива следующего года, чем ближайшего времени», — заключает Питер Ванхекке. «Думаю, что среди новых имен будет Стокгольм, Euronext. Думаю, что Восток — достаточно далекая перспектива, и с точки зрения капитализации не многие компании смогут быть конкурентными. Те украинские компании, которые выйдут, будут словно small fish in big pond (маленькая рыбка в большом пруду. — прим. Ред.), — говорит вице-президент инвестиционно-банковского отдела «Тройка Диалог Украина» Алексей Ращупкин. Что же касается местных площадок, по мнению руководителя аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрея Шевчишина, капиталоемкость местных площадок недостаточна для получения максимально возможной оценки украинских компаний. Между тем практика показывает, что компании из развивающихся рынков Азии чаще всего используют для размещения именно собственные площадки. 

Парадокс четвертый – как?

Посткризисный инвестор стал серьезнее, проницательнее и мудрее. Теперь помимо финансовых показателей, цифр и расчетов, ему важно понимать структуру собственности и знать менеджмент компании. Особенно, если последняя родом из Украины. Докризисные размещения чаще проводились по схеме «пришел, разместил и пропал», первоначальная высокая оценка компании впоследствии резко падала из-за ее неумения работать публично. Инвестиционные советники, в свою очередь, чаще всего получая вознаграждение за IPO,  вскоре забывали о своих биржевых подопечных и не напоминали последним о необходимости поддерживать свои же котировки. «Подход к оценке рисков изменился, и инвесторы ожидают более высокой степени подготовленности эмитента к размещению. Обязательным условием является аудит, проведенный международной компанией с хорошей репутацией, а также наличие долгосрочной стратегии, должное качество управления и финансовой отчетности», — отмечает директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Максим Нефьодов. — В докризисный период некоторые инвесторы придерживались спекулятивного подхода, инвестируя в менее благовидные компании на фоне общего ажиотажа первой волны сделок и высоких ожиданий по доходности. Сейчас ситуация изменилась и инвесторы предсказуемо предъявляют повышенные ожидания к привлекательности эмитента».

Партнер компании «Делойт» Андрей Булах акцентирует особое внимание на готовности компаний  к выходу на IPO. «К примеру, в аграрном секторе проходят аудит и готовят отчетность по международным стандартам достаточно много компаний, по сравнению с другими отраслями. Однако недостаточно внимания уделяется таким аспектам, как юридическая структура предприятия, быстрая и своевременная подготовка отчетности для инвесторов. У некоторых компаний процесс подготовки МСФО занимает пять-шесть месяцев после окончания отчетного периода — такие сроки не могут удовлетворить инвесторов. Эти аспекты далеко не всегда находятся на должном уровне», — рассуждает г-н Булах.

Естественно, что отдельным пунктом ставят и подробный анализ реальных денежных потоков и структуры долговой нагрузки компании, ее историю отношений с существующими кредиторами. «В этом году инвесторы будут пристально рассматривать по каждой компании операционные показатели, денежные потоки, качество менеджмента, риски, диверсификацию рынков сбыта, себестоимость продукции, устойчивость к колебаниям цен на продукцию. До кризиса компании могли оценивать по размеру активов (гектары земли, кв. м площадей в возводимых и планируемых объектах, мультипликаторы и т.д.), прогнозам роста, прибыли и пр., сейчас же больше внимания уделяют детальному анализу операционных показателей», — отмечает Сергей Алексеенко. По словам вице-президента по корпоративным финансам Foyil Securities Мирослава Рабенко, компании будут оцениваться по величине будущих чистых денежных потоков. «Я думаю, что инвесторы сейчас не готовы как-то иначе смотреть на украинские компании. Этот метод оценки, по моему мнению, относительно защищает инвесторов от рисков. Для них важна точка входа, время и точка выхода», — заключает г-н Рабенко.

Что же касается мультипликаторов, по мнению Алексея Имаса, соотношение стоимости компании к ее доходу до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) сегодня находится на среднем уровне 5-6х по сравнению с 8-10х на пике предкризисного рынка. По мере стабилизации украинской экономики и политических реалий ситуация имеет шансы на улучшение. «Уже сейчас «длинные» украинские CDS спустились до уровня 600+ по сравнению с 1500-2000+ в кризисный период. Соответственно, общий страновой риск при оценке украинских компаний портфельными инвесторами снизился в два-три раза. На фоне проблемной Греции и нарастающих сложностей с другими странами Евросоюза Украина выглядит очень привлекательно», — считает эксперт. Учитывая, что портфельные инвесторы ориентируются только на данные официального аудита компании и предложенного меморандума размещения (в дополнение к макро- и рисковой статистике по стране и собственному анализу сектора операций компании), подход к оценке украинских размещаемых компаний может показать достаточно позитивный тренд в течение года.

Парадокс пятый –  за чем?

Вопрос, вынесенный на обложку «Инвестгазеты», отнюдь не орфографическая ошибка редакции. Последний парадокс темы украинского IPO является главным вопросом для компаний, желающих привлечь средства. За каким объемом средств охотится украинский бизнес? Взамен украинские собственники готовы отдать не более 30% акций при первичном размещении, и не более 10-15% — при вторичном. Алексей Ращупкин объясняет это желанием сохранить контрольный пакет после размещения. Данная причина является еще одним существенным отличием украинских собственников от западных (где размещения достигают 100% акций), и в конечном итоге влияет на суммарные объемы привлеченных средств. «Это обусловлено ментальностью украинских владельцев бизнесов, строивших бизнес в реалиях украинского рынка, где пакет акций в размере более 50% (даже если это 50% +1 акция) является передачей формального контроля. Независимо от того факта, что при публичных размещениях структура акционерного и корпоративного управления значительно отличаются от указанной выше, владельцы бизнесов на уровне эмоций стремятся удерживать «контрольный» пакет акций», — подтверждает и Алексей Имас. По словам эксперта, исключение составляют только бизнесы, изначально созданные при участии западных инвесторов как финансовые проекты, где размещение более чем 50%-ного пакета акций является частью модели развития компании, методом частичного выхода и реализации стоимости изначальных акционеров. Размер пакетов также обусловлен размером требуемого финансирования для размещаемой компании. Для крупных бизнес-холдингов с большой потенциальной капитализацией размещение пакетов более 25-30% не имеет смысла, так как больший объем привлеченных средств не может быть реализован в деятельности компании в течение комфортного для входящих инвесторов периода. «Исключение составляют ситуации, при которых владельцы бизнеса хотят реализовать для себя текущую стоимость компании, однако вывод больших сумм в пользу изначальных акционеров является негативным фактором для инвесторов при размещении, и может серьезно повлиять на размер привлеченных средств и успешность размещения», — заключает г-н Имас.

Как итог, средневзвешенная оценка объемов привлеченных средств украинскими компаниями через IPO – в пределах $1 млрд. Учитывая, что порядка десяти компаний планируют размещения в этом году, в среднем на одну компанию приходится $100 млн. Много это или мало — судить собственникам, которые выводят свои бизнесы в свет. Но, с точки зрения привлекательности страны, наметившаяся тенденция весьма позитивна. А в случае успеха двух-трех крупных размещений в 2010 году рынок украинских IPO может не только достичь докризисных среднегодовых масштабов, но и превысить совокупный объем привлеченных публичными размещениями средств за последние несколько лет.

Концерн «Галнафтогаз»

25% акций = >$120-125 млн.
Варшавская фондовая биржа*

Возможность публичного размещения акций «Галнафтогаза» активно обсуждается уже несколько лет — концерн активно развивается и нуждается в дополнительных инвестициях. Для привлечения денег использовались различные  механизмы: в 2007 году основной собственник «Галнафтогаза» Виталий Антонов даже продал львовский банк «Универсальный» и часть своего страхового бизнеса. А в прошлом году в акционерах концерна прописался Европейский банк развития и реконструкции, получивший около 20% акций взамен на инвестиции на развитие сети АЗС.

Стоит задуматься об альтернативных вариантах. Согласно заявлениям топ-менеджмента компании, IPO планируется на 2011-2012 годы. В концерне думают о размещении 25% акций, но объем может быть увеличен и до 40-45%. По словам Василия Даныляка, вице-президента по финансово-инвестиционным вопросам концерна, капитализация «Галнафтогаза» сегодня достигает $500 млн. Похожие цифры называют и аналитики. «Компания намерена рассматривать IPO при цене не ниже 0,2 грн. за акцию, то есть при стоимости ее от $450 млн. При такой капитализации от размещения 20% акций компания сможет привлечь $90 млн.», — говорит Сергей Невмержицкий, директор аналитического департамента ИГ «Сократ». Г-н Даныляк говорит, что сегодня под размещение рассматривается Варшавская площадка, однако это может быть и Украинская биржа, если она будет развиваться и демонстрировать сегодняшнюю динамику на время выхода.

Вырученные деньги пойдут на расширение сети АЗС в восточных и южных регионах Украины, уверяют в «Галнафтогазе». В одном из своих интервью Виталий Антонов озвучил грандиозные планы об удвоении количества АЗС — до 600. А для этого придется раскошелиться. Инвестиционные аппетиты концерна — около 1 млрд. грн.  на период 2010-2011 годов — уже в этом году планируют  привлечь и освоить половину этой суммы.

*Здесь и далее:
Компания
Размер пакета акций на IPO => ожидаемого объема привлечения
Площадка для размещения
Вся информация является оценочными данными «Инвестгазеты»

«Авангард»

20-25% акций = >$200-250 млн.
LSE

Олег Бахматюк — довольно разносторонняя личность. Он успел попробовать себя и в нефтегазе, и в логистике, и в страховом и банковском деле. В марте этого года бывший зампред правления НАК «Нафтогаз Украины» получил награду «Аграрий года» в рамках общенациональной премии «Человек года-2009». За какие заслуги? Длительное время он был единственным инвестором, вливающим миллионы в низкорентабельное производство куриных яиц. Начиная с 2003 года бизнесмен активно скупал небольшие хозяйства, и сегодня его агрохолдинг «Авангард» объединяет 27 предприятий и контролирует 23% яичного рынка Украины. В 2009-м компания заработала около $319,9 млн. и задумалась об IPO. В этом вопросе Олег Бахматюк решил не мелочиться. Он планирует разместить акции холдинга на основной площадке Лондонской фондовой биржи. «Авангард» намерен продать от 20 до 25% акций, за которые сможет выручить $200-250 млн.

Глава аналитического отдела ИК «Синком Капитал» Владимир Динул считает это IPO потенциально успешным. «Можно сказать, что размещение будет проведено из расчета рыночной капитализации компании в $0,8 млрд.», — говорит эксперт. Несколько выше оценка Ярослава Удовенко из ИГ «Сократ». По его словам, стоимость компании на момент размещения может достичь $1 млрд. Старший аналитик ИК «Велес Капитал» Дарья Терещук оценивает «Авангард» в 6,5 EBITDA, которая по итогам 2009 года составила $152,1 млн. Это существенно уступает показателям российских холдингов «Черкизово» и «Разгуляй», занятых в аналогичном бизнесе, — они торгуются на уровне 9,5 EBITDA.

Привлеченные деньги «Авангард» потратит на строительство двух новых производственных комплексов мощностью 840 млн. яиц в год. Для того чтобы дела у холдинга пошли вверх, выросли доходы, а заодно и доверие зарубежных инвесторов, он должен достигнуть еще одной цели – произвести впечатление на инспекторов Еврокомиссии по здравоохранению и защите прав потребителей. В мае они посетят предприятия «Авангарда». Если европейские контролеры останутся довольны компанией, украинские яйца «получат билет» на рынок ЕС, а это уже принципиально новый виток в истории развития детища Бахматюка.

Hotel Development Holding

80% акций = >$30-50 млн.
н.д.

Экс-госслужащий Леонид Богданов, несколько лет руководивший «Судебным информационным центром», занялся строительным бизнесом на пике его стоимости. Его бизнес-империя UDC Holding объединила 20 компаний, работающих в сегменте коммерческой недвижимости. Сейчас его компания, отложив развитие офисного и торгового направлений, активно ищет средства для строительства гостиниц средней ценовой категории Etap и Ibis в рамках сотрудничества с известным французским оператором Accor. Несмотря на то что договор с французами у UDC Holding подписан на 25 лет, компания стремится построить несколько гостиниц уже к 2012 году, чтобы в период Евро-2012 отбить хотя бы часть инвестиций объемом в $18 млн.

В связи с этим Hotel Development Holding, структурная единица UDC Holding, занятая в гостиничном сегменте, намерена до сентября привлечь около $50 млн. путем размещения 80% своих акций на зарубежных биржах. На каких именно – пока не ясно. Наталья Стельмах, заместитель директора и руководитель отдела инвестиций компании DTZ, предполагает, что это могут быть азиатские площадки, которые сейчас показывают наиболее интересную динамику по сравнению с развитыми рынками.

В то же время специалисты считают, что ожидания руководства холдинга получить $50 млн. завышены. Эксперт рынка недвижимости Екатерина Кардаш прогнозирует, что в лучшем случае компания привлечет $30 млн., а инвесторами выступят швейцарские и французские фонды. Впрочем, исход размещения будет зависеть от того, разделят ли иностранцы веру Леонида Богданова в перспективность украинского гостиничного рынка.

«Украинский Медиа Холдинг»

15% акций = >36-45 млн.
LSE или AIM

Будущий медиамагнат Борис Ложкин в 14 лет уже работал внештатным журналистом в областной газете, а в 18 создал первую в Харькове сеть по продаже газет и журналов. Его первым полноценным медиапроектом  стала созданная в 1994 году «Теленеделя» — первый в Украине газета-телегид, тогда еще непривычного для потребителей формата. На базе этого издания впоследствии вырос «Украинский Медиа Холдинг» (УМХ).

О реорганизации своего бизнеса и подготовке к IPO Ложкин объявил четыре года назад. В ходе первого размещения на Франкфуртской фондовой бирже в 2008 году Борису Ложкину удалось выручить $45 млн. за 15% акций медиахолдинга. По данным ИК Dragon Capital, УМХ планировала получить капитализацию в размере $390-400 млн. Хотя результат оказался меньше ожидаемого, оценка, по которой он разместился, — $300 млн. — для украинского медиа-холдинга на западной бирже более чем удовлетворителен.
Но на этом медиамагнат не намерен останавливаться: к 2012-2013 годам он планирует выйти на Лондонскую биржу. Вот только удастся ли ему получить ожидаемый результат? Сам Ложкин допускает, что достичь ранее запланированной к 2012 году капитализации в $1 млрд. будет трудно. Но в том, что она будет больше, чем 2008 году, президент УМХ не сомневается.

Эксперты советуют воспользоваться опытом соседних рынков. По мнению аналитика ИК BG Capital Евгения Дубогрыза, оценка рыночной капитализации в $330-350 млн. выглядит несколько завышенной. По прогнозам УMХ, EBITDA компании в 2012 году составит около $46 млн., размер долга – около $55 млн. «Учитывая, что крупные медиахолдинги Восточной Eвропы, к примеру, польская Agora, торгуются на уровне EV/EBITDA 12 в 6,5-7 (отношение стоимости компании к EBITDA 2012 года), справедливая рыночная капитализация УMХ не превышает $240-260 млн.», — считает аналитик.

Агролига

10-20% акций = >2-2,5 млн.
New Connect (Варшавская фондовая биржа)

Группа компаний «Агролига», которая занимается производством зерновых культур и животноводством в Харьковской области, удивила экспертов: в начале этого года она заявила о своем намерении провести IPO, разместив часть акций на альтернативной площадке New Connect Варшавской фондовой биржи в третьем квартале этого года. Поскольку до недавних пор выход на крупные биржи был прерогативой агрохолдингов с земельным банком более 100 тыс. га, подобные намерения «Агролиги» с ее 5,5 тыс. га оказались в центре внимания.

«Решение о проведении IPO мы приняли четыре года назад», — вспоминает Дмитрий Бабаев, финансовый директор «Агролиги». По его словам, изначальной целью группы было размещение акций на основной площадке Варшавской биржи. В процессе подготовки к размещению руководство «Агролиги» познакомилось с харьковской компанией «Авантаж Капитал Менеджмент», которая стала ее финансовым советником по IPO и предложила сначала разместиться на доступной площадке New Connect. «Мы поняли, что сможем ускорить процесс выхода на основную площадку за счет того, что предварительно привлечем небольшие средства на альтернативной», — отметил Бабаев.

Желание «Агролиги» провести IPO обусловлено необходимостью срочно профинансировать текущие проекты и дороговизной кредитных ресурсов, которые аграрные компании сегодня вынуждены привлекать под 22% годовых. «Цикл производства в аграрном бизнесе достаточно длительный. Чтобы нормально работать через два-три года, мы должны привлечь деньги сейчас», — говорят в компании. До 2012 года «Агролига» собирается инвестировать в производство 26 млн. грн., которые будут потрачены на расширение производства сырого подсолнечного масла и молочного направления. Часть этих средств (15-20 млн. грн.) компания рассчитывает получить в течение двух лет путем размещения 10-20% акций. По мнению Дарьи Терещук, старшего аналитика ИК «Велес Капитал», эта сумма вполне адекватна. В то же время Петр Спатарь, вице-президент направления инвестиционно-банковских услуг ИК Phoenix Capital, полагает, что «Агролига» — слишком маленькая компания для проведения полноценного IPO. Она может быть интересна фондам прямого инвестирования, но никак не портфельным инвесторам.

Основні цифри
Всього компаній-членів277на 11.05.25
Кількість КУА272на 11.05.25
Кількість адміністраторів НПФ16на 11.05.25
Кількість ІСІ1848на 11.05.25
Кількість НПФ*49на 11.05.25
Кількість СК*1на 28.02.25
Активи в управлінні КУА, млн грн696 796на 28.02.25
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 415на 28.02.25