Ухищрение Европы

17 травня 2010
Денис Горбач, "Бизнес", №20,17.05.2010

 
http://www.business.ua/i903/a25429
 
Создание европейского стабилизационного фонда — не более чем “сигнал рынкам”. Реальных денег нет и не будет
 
    На прошлой неделе начали действовать договоренности о выделении помощи Греции и создании общеевропейского стабилизационного фонда, которые были достигнуты во время 12-часовых переговоров министров финансов стран ЕС.
    Необходимость в экстренных мерах стала очевидной после феерического обвала фондовых рынков, произошедшего 6 мая и продемонстрировавшего иллюзорность “экономического восстановления”. Падение, начавшееся на Нью-Йоркской фондовой бирже, вызвало развал денежного и фондового рынков в Европе. Сработал “эффект домино”, и если бы не вмешались монетарные власти ЕС и США, то совокупный объем убытков банков и фондов мог бы составить около EUR300 млрд. То есть едва ли не повторился “паралич” 2008 г., когда финучреждения начали рушиться одно за другим. Естественно, в “проблемных” странах еврозоны, и прежде всего в Греции, ситуация обострилась (см. БИЗНЕС №11 от 15.03.10 г., стр.22, 23). Европейские финансовые власти отреагировали на это рядом решений.

Тривиальные меры
    Во-первых, был утвержден разработанный ранее трехлетний план финансовой помощи Греции. Любопытно, что еще 6 марта канцлер Германии Ангела Меркель утверждала, что Греция вообще “не нуждается в финансовой помощи”. В начале апреля ЕС решил-таки совместно с МВФ выделить этой стране EUR45 млрд, но ситуация стремительно ухудшалась, и сумма необходимой Греции помощи выросла до EUR110 млрд. Из них EUR45 млрд Афины получат уже в этом году. EUR80 млрд обязуется выделить ЕС (прежде всего Германия и Франция), а оставшиеся EUR30 млрд — МВФ. Таким образом, европейцы хотят обезопасить себя от “переползания” греческого кризиса на остальные страны континента. “Случай с Грецией — это, возможно, поворотный момент для еврозоны”, — предупредил еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Олли Рен.
    Платой за такую помощь будут очередные “меры жесткой экономии”, которыми премьер-министр Греции Георгиос Папандреу уже “обрадовал” соотечественников. Ставку НДС снова поднимут (с 21% до 23%), как и ставки непрямых налогов на алкоголь, топливо и сигареты (на 10 п.п.). Обещают принять меры против уклонения от налогов (лишь на этом бюджет теряет ежегодно не менее EUR20 млрд). Пенсионный возраст, пока составляющий 65 лет для мужчин и 60 — для женщин, будет привязан к ожидаемой продолжительности жизни. А рабочий стаж для получения полной пенсии увеличат с 37 до 40 лет. Затраты на социальные нужды “заморозят” на четыре года, работники госсектора лишатся двух ежегодных прибавок к зарплате. Эти нетривиальные меры должны помочь греческому бюджету сэкономить к 2014 г. EUR30 млрд. Уже в этом году ожидается сокращение бюджетного дефицита страны с прошлогодних 12,7% ВВП до 8,7% — это должно стать рекордом за всю историю евро. А к 2014 г. дефицит планируют уменьшить до 2,6%. Нельзя сбрасывать со счетов и социальную напряженность в Греции: с учетом нынешнего накала страстей, вполне вероятно, что Новый год греки будут встречать при другом (ультраправом или левом) режиме.

Корпоративные банкротства
и дефолты государств — похоже, именно это может стать выходом из долгового кризиса

Коллективная оборона
    Как бы ни развивалась ситуация в Греции, европейские власти, похоже, уже понимают, что проблема не в ней одной. “Речь больше не идет о Греции — перед нами системный кризис зоны евро (о влиянии этого кризиса на валютный рынок в Украине см. БИЗНЕС №18-19 от 10.05.10 г., стр.29, 30. — Ред.), на который мы немедленно отреагируем. Все европейские институты, Совет ЕС, Еврокомиссия, Европейский центральный банк (ЕЦБ) объединились для отражения атаки евро. Зона евро — это единая Европа, и мы не позволим ее разрушить”, — заявил президент Франции Николя Саркози. “Отражать атаку” решили путем создания общеевропейского антикризисного фонда, размер которого составит ни много ни мало EUR750 млрд (для сравнения: совокупный объем греческого долга не превышает EUR300 млрд). С его помощью можно будет оперативно направлять средства на стабилизацию финансовых систем стран ЕС.
    Звучали и дежурные фразы об ужесточении правил регулирования финансовых рынков, чтобы дать отпор спекулянтам, играющим против евро (см. БИЗНЕС №12 от 23.03.09 г., стр.18-20). Разговоры о том, как бы прижучить финансистов, ведутся уже второй год. А вот создание европейского стабилизационного фонда размером почти в $1 трлн, действительно, нечто новое.
    EUR440 млрд будет обеспечено двусторонним финансированием стран еврозоны, на EUR60 млрд Еврокомиссия привлечет кредиты и EUR250 млрд внесет МВФ. Однако не стоит представлять себе этот фонд в виде огромной массы собранных денег, которые укротят прыть лихоимцев-спекулянтов и преградят Европе путь к финансовой пропасти. На самом деле фонд представляет собой комбинацию финансовых гарантий и туманных обещаний, общая реальная стоимость которых не поддается надежному исчислению. Живых денег, по оценкам экспертов, там не наберется и EUR75 млрд… Почти треть заявленной суммы вообще планируется собрать с самих же стран, переживающих кризис, т.е. рассчитывать на эти деньги нет серьезных оснований. Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, например, уже 9 мая заявил, что его страна не может и не будет поддерживать фонд. Словом, в Европе нет таких денег, и надеяться на них никому не стоит.

Вывози своих
    Что же на самом деле имелось в виду, выяснилось после заявления ЕЦБ, выразившего намерение выкупить большие объемы суверенных облигаций и других ценных бумаг еврозоны. “Успеху саммита способствовало заявление ЕЦБ, пообещавшего сделать все возможное для поддержки суверенных облигаций стран еврозоны”, — сообщил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Долгожданное решение резко снизило ставки суверенных облигаций (например, греческие в течение трех дней упали вдвое — с рекордных 12,65% до 6,57% годовых). То есть регулятор начал накачивать экономику фиктивными деньгами: вслед за “кредитным смягчением”, вероятно, последует “количественное смягчение”. По словам аналитика ГК “Альпари” (г.Москва; с 1998 г.; 26 чел.) Егора Сусина, это лишает евро единственного преимущества перед долларом США — жесткой и надежной политики ЕЦБ. “Европа пытается погасить костер, но, боюсь, последствия для нее будут плачевными в длительной перспективе”, — утверждает он.
    На просьбы поделиться подробностями операции по “спасению” Европы глава ЕЦБ Жан-Клод Трише ответил лаконично: “Я ничего вам не скажу”. Завесу над этой тайной приоткрыли его заокеанские коллеги: на сайте ФРС США появилось сообщение, что 11 мая американский и европейский регуляторы открыли своп-линию (т.е. центробанки обменялись какой-то суммой денег: на счета ФРС поступили евро, а на баланс ЕЦБ — доллары; о своп-операциях см. БИЗНЕС №5 от 02.02.09 г., стр.28-30). По сути, так США помогают европейцам не допустить обвала евро в условиях инфляционной политики ЕЦБ.
    Такая помощь, несомненно, по достоинству оцененная европейцами, наверняка не приведет в восторг американских республиканцев, которые и без того недовольны расточительством главы ФРС Бена Бернанке. Действия ФРС позволят американским и прочим инвесторам вывести средства из Европы, пока там не обрушилась валюта.

И все-все-все
    Но вот системных проблем Европы создание стабилизационного фонда не решит. Похоже, евробюрократы не хотят понимать, что в их владениях бушует не “кризис ликвидности” (liquidity crisis), а более серьезный “кризис платежеспособности” (solvency crisis). В первом случае предполагается, что финансовые проблемы — явление временное: нужно занять денег, чтобы расплатиться сегодня, но завтра средства появятся, баланс выровняется, и кризис пройдет. Для преодоления таких несистемных кризисов как раз и применяют такие инструменты, как перекредитование, краткосрочные займы, “затягивание поясов” или распродажа некритических активов.
    Кризис платежеспособности чреват иными последствиями: активы безнадежно отстают от пассивов, и никакими временными мерами баланс не выправить. Именно в такой ситуации оказались сегодня США и ЕС (туда же стремится и Украина, судя по тому, как активно растет наша суверенная задолженность, см. БИЗНЕС №18-19 от 10.05.10 г., стр.14-19). Та же Греция, даже в оптимальных условиях, в случае беспроцентного кредитования, не сможет выплатить все свои долги. А ведь Греция — это “мелочь”. Что будет делать, например, Франция, когда поймет, что итальянская задолженность перед ней, равная $511 млрд (20% французского ВВП), является безнадежной? А помимо Италии французам крупно задолжали еще и испанцы ($220 млрд), и они тоже вряд ли смогут изыскать средства. Кроме того, Испания должна немецким банкам $238 млрд. Большая часть долгов — частные, их можно было бы свести к “спору хозяйствующих субъектов”, но последние два года показали, как легко частные долги ложатся на плечи налогоплательщиков.
    Не мешало бы обратить внимание не только на внешнюю, но и на внутреннюю задолженность. По подсчетам профессора Фрайбургского университета Бернда Раффельхюшена, реальный внутренний долг Германии втрое превышает официальные показатели: задолженность на всех уровнях составляет EUR6,2 трлн, тогда как официально признается лишь долг в размере EUR1,9 трлн. “Государство прекрасно знает об этом, и его обещания осуществлять социальные выплаты на самом деле не имеют под собой оснований”, — уверен он. По данным ученого, на начало 2008 г. внутренний долг страны составлял 167% ВВП, а к концу 2010 г. он может вырасти до 249%. Выходом может стать только списание активов в ходе корпоративных банкротств и суверенных дефолтов. Правда, в процессе такого “оздоровления” с политической карты может исчезнуть сам Евросоюз. Не секрет, что долговые проблемы Европы усугубляются принципиальным противоречием ее финансовой системы: управление денежными потоками сосредоточено в руках ЕЦБ, а вот бюджетная политика у каждой из 27 стран — членов ЕС своя. Выход: либо окончательный отказ от национального суверенитета в пользу неизбираемых брюссельских чиновников, либо развал объединения. Стоит отметить, что пока Евросоюзу удается демонстрировать удивительную живучесть, несмотря на “похоронные” прогнозы американских и российских экспертов. Весьма высока вероятность того, что и в этот раз европейцы найдут выход из ситуации. Но независимо от того, произойдет ли распад или, наоборот, консолидация ЕС, уже очевидно, что пресловутая “вторая волна” кризиса, о которой писал БИЗНЕС (см. №37 от 14.09.09 г., стр.18-19), не за горами. У финансовых властей остается все меньше возможностей “оттягивать” ее.
 

 

 

 

Основні цифри
Всього компаній-членів275на 08.07.25
Кількість КУА271на 08.07.25
Кількість адміністраторів НПФ15на 08.07.25
Кількість ІСІ1853на 08.07.25
Кількість НПФ*47на 08.07.25
Кількість СК*1на 30.04.25
Активи в управлінні КУА, млн грн700 212на 30.04.25
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 513на 30.04.25