Три шага до цели
http://www.rbcdaily.ru/economy/opinion/562949990129302
Об инновациях в России говорят давно и много. Однако до сих пор инновации не стали локомотивом нашей экономики. Это признает и руководство страны — в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин обратил на эту проблему особенное внимание. Инвестиции в инновации в масштабах страны себя не окупают. Другими словами, часть бюджетных средств, сформированных из наших отчислений и выделенных на обновление экономики, оказываются безвозвратно утерянными.
В инновационном секторе экономики нужна системность и нацеленность на конечный результат. Этого сегодня в масштабах страны нет. Но какие должны быть созданы условия, чтобы цель — возврат инвестиций в инновационном секторе — была достигнута? Для начала необходимо сделать три ключевых шага навстречу этой цели: повысить эффективность деятельности институтов развития, создать условия для деофшоризации и обеспечить возврат средств в бюджеты субъектов федерации.
На сегодняшний день деятельность институтов развития рассыпалась на множество разрозненных проектов, что не позволяет достичь того, ради чего они создавались — ради поддержки именно инновационного развития экономики. Есть системные участники этого процесса, но нужна консолидированная работа всех институтов развития, всем им необходимо участвовать в развитии инновационной экосистемы. По словам Владимира Путина, «нужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв».
За рубежом, в технологически развитых странах, этот вектор формируется, можно сказать, вынужденно: они не могут в отличие от нас значимо для себя участвовать в мировой торговле ничем, кроме как инновационными продуктами. А в России инновационная экономика выстраивается, в общем, волевым путем. Государство вкладывает очень серьезные средства в поддержку новых идей, проектов, создавая для этого специальные институты развития. Российскую венчурную компанию, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Сколково, Роснано и другие. Эти точки инновационного роста российский бизнес в последнее время начал дополнять тем, что нужно ему.
В Московской ассоциации предпринимателей возникла, например, программа StartupLift, которая выстраивает непрерывную бизнес-траекторию развития инновационных проектов, как с использованием возможностей различных институтов развития, так и за счет собственно коммерческих решений, участия бизнес-сообщества. Этот подход имеет глубинные основания. Он соединяет общественный запрос на отечественные инновации с нацеленностью бизнеса на прибыльность и с ориентацией государства на системную, но в общем-то обезличенную и несколько отстраненную деятельность по созданию благоприятных условий для продвижения инноваций.
Заслуживает, по-моему, особого внимания и следующее. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России — менее 1%. И это, действительно, не просто мало, а очень мало. В технологически развитых странах эта доля во много раз больше. Изменить ситуацию в лучшую сторону может, в частности, сбалансированный подход к капитализации интеллектуальной собственности. Один из начальных аспектов такого подхода: на первом этапе автор получает некоторую плату за свою идею (изобретение, полезную модель и т.п.), а на следующих — получает долю в бизнесе, ее реализующем.
Что же касается деофшоризации, ставку на которую делает руководство страны в борьбе за развитие экономики, то здесь еще есть несколько открытых вопросов. В своем послании Владимир Путин пригрозил уходящим в чужую юрисдикцию фирмам тем, что им нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки. Этим компаниям также будет закрыт доступ к исполнению государственных контрактов. Другими словами: хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции. Достаточно коротко и ясно. Для нас, правда, пока остается открытым вопрос: сделает ли наше государство практические шаги к тому, чтобы отказ от регистрации бизнеса за рубежом не стал причиной его ослабления или разрушения.
Последний — внутрироссийский аспект — касается возврата инвестиций. Если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трех лет поступят от размещенных там предприятий, должны возвращаться в субъект федерации в форме межбюджетных трансфертов. Разумное решение. Со своей стороны замечу, что оно будет результативным только в том случае, если размещенные там предприятия окажутся успешными, смогут стать источником значительных федеральных налоговых отчислений. А для этого требуется то, о чем шла речь вначале — усиление непосредственно коммерческой, рыночной составляющей в траектории развития инновационного продукта.
За последние пару десятков лет мы хорошо научились осваивать, делить и перераспределять ресурсы. Но сколько веревочке ни виться, кончику быть. Пришло время ресурсы рождать и выращивать.
| Всього компаній-членів | 271 | на 10.11.25 |
| Кількість КУА | 267 | на 10.11.25 |
| Кількість адміністраторів НПФ | 14 | на 10.11.25 |
| Кількість ІСІ | 1940 | на 10.11.25 |
| Кількість НПФ* | 48 | на 10.11.25 |
| Кількість СК* | 1 | на 31.08.25 | |
| Активи в управлінні КУА, млн грн |
| на 31.08.25 | |
| Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 710 | на 31.08.25 |
