Собрание фотоколлекций в ракурсе инвестиций:как управлять бесценными активами

08 липня 2011
Александр Коланьков, ж."Рынок ценных бумаг", май 2011 г.

  http://www.rcb.ru/rcb/2011-05/82252/

В прошлом месяце паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» под управлением ООО «Управляющая компания “АГАНА”» вышел со своими паями на фондовую биржу ММВБ. Состоялась и первая выставка фонда — в рамках Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2011» были показаны работы известного итальянского фотохудожника Тацио Секкьяроли. А в конце апреля в редакции журнала «Рынок ценных бумаг» прошло заседание круглого стола, на котором обсуждались особенности и перспективы развития фонда. С главными действующими лицами проекта, не только собравшими воедино уникальные коллекции мирового фотографического наследия, но и сформировавшими крупнейший в мире арт-фонд, за работой которого уже пристально наблюдают в разных частях света, беседовал президент Медиа группы «РЦБ» Александр Коланьков. 

Представляем участников обсуждения инновационного проекта в сфере коллективных инвестиций: Екатерина Александ­рова, заместитель генерального директора OOO «УК “АГАНА”», начальник управления альтернативных инвестиций; Серж Плантюро (Serge Plantureux), один из ведущих европейских экспертов в области фотографии, издатель, организатор выставок, консультант крупнейших музеев мира; Анатолий Злобовский, крупнейший российский эксперт в области фотографии, коллекционер, заместитель генерального директора компании «Арт Коллегия», организатор и куратор многочисленных выставок фотографического искусства; Евгений Зяблов, председатель совета директоров Группы компаний «Арт Консалтинг».

Александр Коланьков: Очевидно, что фонд «Собрание. ФотоЭффект» привлекает к себе внимание профессионалов. Однако одних он удивляет нестандарт­ностью активов, других поражает объемом, у некоторых, естественно, такая конструкция вызывает недоверие. Как удалось сформировать столь крупный арт-фонд на 14,5 млрд руб., да еще и с такими необычными активами? Почему все-таки фотография?

Екатерина Александрова: Наш фонд — это действительно новация не только на рынке художественных ценностей, но и на финансовом рынке. Наше собрание — это первоклассные коллекции работ мирового уровня российских и международных мастеров фотографического искусства со времен появления фотографии и до наших дней.

Чтобы уникальные коллекции фотографии стали активами ЗПИФа художественных ценностей, наша команда проделала большую работу — ее итогом стала регистрация фонда 3 марта текущего года на сумму более 14 млрд руб. Кстати, когда мы говорим о команде проекта, то, естественно, имеем в виду специалистов не только управляющей компании «АГАНА». В команде проекта и наши партнеры — специализированный депозитарий и регистратор «ИНФИНИТУМ», страховщик «СОГАЗ», оценщик «Арт Консалтинг», а недавно торговой площадкой паев фонда стала фондовая биржа ММВБ. Без плотного взаимодействия со специалистами этих компаний мы вряд ли осилили бы такой проект. Однако уникальность нашей команды не в этом. Наше принципиальное отличие в том, что наряду с инвестиционным блоком нашей команды существует арт-направление.

На протяжении всего времени создания фонда мне и моим коллегам чаще всего задавали вопрос, почему же из всего разнообразия художественных ценностей мы выбрали фотографии.

Но для начала — все-таки о рынке художественных ценностей. Дело в том, что за последние 100 лет инвестиции в искусство подтвердили свою высокую надежность, доходность и низкую волатильность. Динамика индекса арт-рынка MEI Moses по сравнению с S&P 500 на протяжении десятков лет свидетельствует, что в среднем искусство растет быстрее, а падает медленнее фондового рынка. Последние два года мы наблюдали, как мировой рынок искусства активно восстанавливался после спада в 2009 г. Замечу, что этот спад коснулся только срока продаж произведений, а рост цен на качественные художественные активы продолжался. И это еще раз подтвердило репутацию искусства как «убежища» для инвестиционных денег.

А теперь о том, почему же выбраны именно фотографии. На это было несколько причин. Одна из них — аналитическая информация об объемах продаж и динамике роста цен в фотосегменте арт-рынка. В 2009 г. объем продаж фотографического искусства в мире превысил 1,5 млрд евро, из которых на аукционные торги пришлось 280 млн евро. Рынок распределен между публичными аукционными продажами, которые обычно используются для мониторинга и прог­нозирования ситуации на рынке, и закрытыми продажами дилеров и сделками между коллекционерами.

Другой причиной, почему мы выбрали фотографию, стал тот факт, что фотография представляет собой один из наиболее прибыльных сегментов рынка художественных ценностей с удорожанием рынка с 1999 по 2010 г. более чем на 80%. Рост доходов аукционных домов от торговли фотографией с 1998 г. составил 1270%.

В 2008—2010 гг. был установлен ряд абсолютных выдающихся рекордов цен на искусство в целом и на фотографии в частности. А к настоящему времени уже 34 индивидуальные фотографические работы по цене продажи на аукционах превысили рубеж в 1 млн долл.

Искусство фотографии становится все более и более популярным. Мы видим фотографии в интерьерах гостиниц, ресторанов, общественных зданий, офисов, в квартирах и домах, где живем мы сами, где живут наши друзья, и много где еще. А сколько людей на улицах можно встретить с фотоаппаратами в руках?! Искусство фотографии молодо и демократично, демократично в том числе и для инвестиций, так как мировой рынок фотографии заполнен предметами стоимостью до 10 000 евро. Сравните: коллекционные фотографические работы стоят тысячи, а коллекционная живопись, например, сотни тысяч и миллионы долларов.

 

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 17.05.24
Кількість КУА279на 17.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 17.05.24
Кількість ІСІ1779на 17.05.24
Кількість НПФ*52на 17.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24