Сила воли

28 жовтня 2011
Ирина Красильникова, "Инвестгазета", №40, 2011

http://www.investgazeta.net/politika-i-ekonomika/sila-voli-162067/

Правительства меняются, а позорное место в хвосте рейтинга Doing Business остается. В новом рейтинге Украина опять опустилась на три ступени. Чтобы сделать прорыв, нашей стране не хватает политической воли

Украина привлечет боль­ше пря­мых иностран­ных инвестиций, чем ин­нова­цион­но-технологические гиганты Япония и Корея, интегрированные в ЕС Чехия, Эстония и Литва и «нефтяные магнаты» Венесуэла и страны ОПЕК. Это — не очередные обещания украинских политиков. Это – прогноз отчета Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) по результатам опроса, проведенного в рамках World Investments Prospects Survey. Опроса, посвященного перспективам 2007-2009 годов. Тогда за Украину как за второй лучший выбор для размещения капитала проголосовали 7% международных инвесторов.

Перспективы остались лишь на бумаге. С 2007 по 2010 год, по данным Всемирного банка, Киев привлек $32,1 млрд. прямых инвестиций. Это вдвое меньше, чем за тот же период иностранным бизнесом было вложено в одну Японию. Идти в Украину активнее иностранному капиталу помешал финансовый кризис, многолетние войны между разными ветвями власти и очень тяжелые условия для работы бизнеса. И если первые две причины уже, кажется, ушли в прошлое, то последнее прочно укоренилось в нашей стране. «По экспертным оценкам, тот набор законов по упрощению условий ведения бизнеса в Украине, который уже принят, оценивается в повышении на 20 мест в рейтинге Doing Business», — обещала в марте текущего года замглавы администрации президента Ирина Акимова. Но пришел ноябрь, и свежее совместное исследование Всемирного банка и IFC Doing Business-2012 опять констатировало, что Украина не только не поднялась, но даже опустилась на три позиции в этом глобальном рейтинге. За два года падение составило 10 позиций. И проблема не в отсутствии реформ в принципе. А в том, что в Украине явно не хватает силы политической воли, чтобы проводить их быстро и до конца. 

Взлететь не смогли

Формально галочки, символизирующие проведение реформ, в новом рейтинге Doing Business-2012 стоят напротив четырех сфер из десяти. Довольно неплохой результат, ведь год назад позитивные изменения были отмечены в трех сферах, в позапрошлом году — лишь в одной. С момента публикации предыдущего отчета правительство смогло провести реформы в сферах открытия бизнеса, выполнения контрактов, процедуры банкротства и уплаты налогов. 

Самый большой скачок сделан в сфере регулирования открытия бизнеса. За год по этому пункту Украина поднялась сразу на шесть позиций, с учетом прошлого года — на 24 ступени. Помогли снижение требований к размеру уставного фонда компаний, отмена разрешения на печать в МВД, введение декларативного принципа в разрешительной системе, модельного устава и т.д. «По сравнению с прошлым годом стало легче регистрировать компанию. Сегодня для этого требуется меньше документов, меньше инстанций нужно обходить», — делится впечатлениями Евгений Иваница, генеральный директор Jysk (сеть магазинов товаров для дома). Кроме того, в Украине стало легче получить кредит. Главным достоянием страны в этом вопросе за отчетный период стало принятие закона о защите прав кредиторов, говорит Теа Трамбич, соавтор исследования Doing Business-2012. Но на этом украинские достижения и заканчиваются.  

Несмотря на то что формально в налоговой сфере произошли улучшения, оценка этих улучшений все же стала главным разочарованием для украинских политиков. Хотя правительство и приняло Налоговый кодекс, в рейтинге Doing Business Украина не сдвинулась ни на йоту. В пункте «уплата налогов» страна, как и раньше, на позорном 181-м из 183-х месте. 

На это есть свои причины. «Методология оценки данного пункта такова, что мы рассматриваем период с 1 января по 31 декабря года. В данном случае — 2010-го. А Налоговый кодекс в Украине вступил в силу с 1 января 2011 года. Поэтому его изменения еще не учтены в текущем исследовании», — говорит Теа Трамбич. Но в остальных вопросах причины провала куда более прозаичны. Это отсутствие реформ или даже реальное ухудшение условий для работы в нашей стране. 

Больше всего времени и нервов бизнес по-прежнему тратит на создание нового производства. Чтобы получить разрешение на строительство, в Украине предприниматель потратит больше года — 375 дней, и еще 274 дня у него уйдет на то, чтобы подключить электричество. Про уровню проблем с подключением электричества Украина оказалась на 169-й позиции. Звучит парадоксально: система электросети в нашей стране настолько развита, что, казалось бы, проблем с электричеством у бизнеса возникать не должно. Но чтобы его подключить, инвестору придется пройти 11 процедур. Это сразу отодвинуло Украину в конец рейтинга, что вовсе неудивительно — в других странах сделать это можно гораздо быстрее. В Германии, например, на это уйдут 17 дней и всего три процедуры, в соседней Молдове — 7 процедур и меньше пяти месяцев. 

Третьим грузом на шее инвестпривлекательности Украины висят условия для внешней торговли. Они никогда не были особо удобными в нашей стране, но в последний год экспортерам и импортерам особенно тяжело. Пытаясь повысить отчисления в госбюджет, таможенники стали часто завышать таможенную стоимость товаров на украинской границе. Компании, опрошенные Всемирным банком, утверждают, что всего за год стоимость экспорта и импорта одного контейнера груза в Украине выросла больше чем вдвое — до $1,8 и $2,15 тыс. соответственно. Дороже стоить поставки на территории СНГ будут разве что в Беларуси, где цена экспорта и импорта контейнера сегодня составляет $2,2 и $2,6 тыс. соответственно. За это Киев и получил в новом рейтинге свой очередной «неуд».

Впрочем, даже при этом украинским политикам, считай, повезло. «Методология рейтинга построена таким образом, что она не учитывала введения экспортных квот, а затем экспортных пошлин для аграрных компаний», — говорит Теа Трамбич. Если бы рейтинг включал непредвиденное квотирование и пошлины на сельхозпродукцию, Украина могла бы откатиться еще ближе к хвосту рейтинга. Вторым «смягчающим обстоятельством» для правительства стало то, что в рейтинге учитывают лишь факт принятия законов, но не то, как они реализуются на деле. Скажем, одно из самых больших достижений Украина сделала в вопросе открытия бизнеса. Но при том, что с весны прошлого года принято 18 законов в этой сфере, почти половина из них не работают. «Зарегистрировать компанию стало проще, но с разрешительными документами и лицензиями ситуация значительно не улучшилась», — говорит Елена Кибенко, управляющий партнер юридической фирмы «Кибенко, Оника и партнеры».

Остаются лишь на словах не только реформы, но и попытки сделать работу украинских госорганов более прозрачной. «Попытки сделать работу госорганов более открытой — это общий тренд для большинства государств», — отмечает Теа Трамбич. Но если в странах ОЭСР большинство документов для любого вида работы давно можно получить онлайн или в специализированном агентстве, в странах нашего региона, осторожно намекает представитель Всемирного банка, для такой прозрачности еще многое нужно сделать. К примеру, формально в Украине давно работает единое окно для ряда процедур. «Но мы не видим, чтобы единое окно работало в полной мере», — говорит Трамбич. 

Черепашьими темпами

Премьер-министр Молдовы — хороший оратор, умеет нравиться собеседникам и находить со всеми общий язык. Но помимо этих качеств, у украинского президента есть и другие причины завидовать ему. Владимир Филат хватает на лету, ЕС считает его одним из самых толковых своих восточных партнеров-реформаторов. Doing Business даже наградил Молдову наградой Top Ten Reformers (десять ключевых реформаторов) за стремительные темпы реформ. 

Украина также проводит реформы — и авторы исследования это признают. «В прошлом году правительство Украины провело реформы в трех отраслях, в нынешнем году — еще в четырех. Это хороший тренд. Но для того чтобы внедрить многие из них, нужно немало времени — до двух-трех лет. Поэтому эффект от многих реформ Украина почувствует — а Doing Business покажет — через несколько лет», — констатирует Теа Трамбич. И все же не все так гладко, и у жесткой посадки Украины в рейтинге есть и другое объяснение. Темпы реформ нынешней команды чрезвычайно медленные, в то время как наши соседи давно взяли сверхзвуковую скорость.

Из двенадцати государств, проводивших самые стремительные реформы, по версии Doing Business в этом году, четыре — родом из нашего региона. Это Молдова, Македония, Латвия и Армения, а Россия и Беларусь входят в тридцадку самых динамичных стран. «Страны Восточной Европы и Центральной Азии — одни из тех, кто реформируется и движется к вершине рейтинга наиболее быстрыми темпами. Сейчас их среднее место в рейтинге — 77е», — отмечает представитель Всемирного банка.  

На фоне этих государств украинский забег кажется черепашьим. Хороший пример — ситуация с закрытием бизнеса (в новом рейтинге Doing Business эта позиция называется «процедура банкротства»). Это — одна из тех сфер, в которых Киев совершил прорыв. «Украина приняла законодательство в сфере банкротства и ввела очень строгие временные рамки для этого процесса», — говорит Теа Трамбич. Но несмотря на реформу, Киев продвинулся не вперед, а назад — со 150-го на 156-е место. Ведь за то же время большинство стран нашего региона сделали акцент именно на реформе процедуры банкротства . То же — и в вопросе принуждения к выполнению контрактов (где, несмотря на реформы, Киев скатился на одну ступень) и в вопросе уплаты налогов.

Видимо, в Украине либо реформы саботируют сильнее, чем в других государствах, либо стране не хватает силы политической воли. Когда в 2008 году Беларуси отказали в праве покупать российскую нефть и газ по внутрироссийским ценам, и в торговом балансе страны резко образовалась миллиардная дыра, президент Александр Лукашенко быстро сориентировался, что делать. И чтобы привлечь в Беларусь иностранный капитал, дал команду ввести Минск в топ-30 стран по уровню легкости ведения бизнеса. Уже через полтора года в рейтинге Doing Business-2010 страна поднялась на 24 ступени — до 58-го места. С такой же настойчивостью вверх по рейтингу двигалась Грузия под руководством Михаила Саакашвили. Сегодня по их стопам идет Владимир Филат. 

Украинский президент и премьер также заявляют о желании реформировать государство. В феврале премьер-министр Николай Азаров заявил, что через пару лет в рейтинге Doing Business Украина будет находиться уже в первой сотне. Но в отличие от руководства других государств, результаты их намерений пока равны нулю. При этом составители Doing Business давно заметили, что 85% всех реформ в стране совершается в первые 15 месяцев деятельности нового правительства. Во второй половине его начинает затягивать предвыборная борьба, и реформы, особенно наиболее радикальные и долгосрочные, не точечные, сводятся на нет. Команда Виктора Януковича при власти уже 20 месяцев. То есть если верить наблюдениям Всемирного банка, дальше темпы изменений быстрее становиться не будут. В детских сказках часто говорится о том, что черепахи хитрее зайцев, и несмотря на то, что движутся гораздо медленнее своих конкурентов, за счет находчивости всегда приходят к финишу первыми. Но оснований думать, что так будет и в случае с Украиной, сегодня нет.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 13.05.24
Кількість КУА279на 13.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 13.05.24
Кількість ІСІ1779на 13.05.24
Кількість НПФ*52на 13.05.24
Кількість СК*1на 29.02.24
Активи в управлінні КУА, млн грн615 069на 29.02.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 875на 29.02.24