Рыночный развал

30 травня 2012
Денис Горбач, "Бизнес", №22, 2012

http://www.business.ua/articles/international_politics/Rynochnyy_razval-31226/

Побывав в гостях у американского президента (см. стр.24, 25), руководители ключевых европейских государств распрощались, но ненадолго. Они вновь собрались 23 мая в Брюсселе, где проходил неформальный саммит лидеров стран еврозоны.

На вырост

Смена власти в одной из двух стран, определяющих политику ЕС, отразилась уже на подготовке к этой встрече: впервые за долгое время не был использован ставший традицией порядок решения ключевых вопросов экономической политики. Уже все привыкли, что сначала эти вопросы согласовывались президентом Франции Николя Саркози и канцлером ФРГ Ангелой Меркель и только затем выносились на обсуждение саммита. На этот раз ни о каком предварительном согласовании позиций и речи не было.

Разногласия между Берлином и Парижем начали проявляться даже на уровне природных явлений: во время первого визита нового президента Франции Франсуа Олланда (см. статью "Песнь об Олланде") в Германию в его самолет ударила молния. На саммит же г-н Олланд прибыл с новой экономической повесткой дня, которая противоречит мировоззрению группы европейских государств, во главе которых стоит Германия.

Теперь Франция делает ставку на политику стимулирования экономического роста, тогда как “немецкий” подход заключается в жесткой экономии и бюджетной дисциплине любой ценой (см. статью " Невероятно, но пакт"). Он применяется на практике в Европе уже четвертый год, но никаких положительных результатов политика экономии до сих пор не дала. Тем не менее министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле накануне саммита подчеркнул, что без “затягивания поясов” никакого роста не будет.

Его начальник Ангела Меркель перед саммитом выразилась помягче: “С одной стороны, мы должны опираться на взвешенную бюджетную политику, другой опорой будет компонент роста”. Но во время самой встречи она защищала свои позиции, как львица. Она заблокировала, в частности, предложение выделить EUR500 млрд из фондов Европейского механизма стабильности (ESM) на прямую рекапитализацию проблемных банков. Между тем в пользу этой схемы высказались председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, премьер-министр Италии Марио Монти и президент Франции Франсуа Олланд. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон тоже выступает за скорейшую разработку “планов по укреплению банков, антикризисного фонда”, хотя в других вопросах был солидарен с немцами.

В настоящее время средства ESM могут использоваться только для кредитования государств, которые могут направить эти деньги на поддержку банков. Однако такой механизм приводит к увеличению госдолга и, по существу, решает одну проблему, создавая другую. Испанское правительство, например, вынуждено сейчас перенаправлять все свои доступные ресурсы на поддержку банков, которым требуется почти EUR100 млрд — сколько ни экономь, но такую сумму без помощи ЕС вряд ли возможно будет наскрести.

“Без здоровых и стабильных государственных финансов не может быть устойчивого экономического роста, но без устойчивого экономического роста меры по сокращению нашего долга до контролируемого уровня будут напрасными”, — обобщил дилемму председатель Европейского совета Херман ван Ромпей.

Общий котел

Самой громкой инициативой, озвученной на саммите, стало предложение Франсуа Олланда выпускать совместные еврооблигации, которые бы гарантировали долги всех стран еврозоны. Идея в том, что доходность таких бумаг должна быть низкой благодаря участию Германии в их эмиссии. Проще говоря, деньги для проблемных стран будут стоить дешевле. Такое предложение одобрили руководители Испании и Италии, но отвергли Германия, Австрия, Нидерланды и Финляндия.

Франсуа Олланд, уже поднимавший этот вопрос на саммите G8, не стал скрывать наличия разных мнений на этот счет: “Сейчас Германия считает, что еврооблигации, по самой оптимистической версии, могут быть разве что конечным пунктом, тогда как для нас это исходная точка”. Ангела Меркель считает, что выпуск таких ценных бумаг будет преждевременным до появления в еврозоне единой бюджетной политики, иначе для самой Германии в предложенном варианте вырастет стоимость заимствований.

По такому случаю немецкие юристы отыскали даже решение Конституционного суда ФРГ, запрещающее эмиссию таких коллективных облигаций. В итоге шестичасовых переговоров этот вопрос спустили на тормозах, договорившись когда-нибудь “в долгосрочной перспективе” составить соответствующий проект. А к следующему саммиту, который состоится в июне, решили подготовить предложения по координации бюджетной политики.

Из интересных предложений, которые должны оформиться в июне, можно упомянуть разве что проект создания общеевропейской системы гарантирования вкладов, которая должна предотвратить массовое изъятие депозитов в случае выхода Греции из еврозоны. Идею подал Марио Монти, а Франсуа Олланд поддержал. Кроме того, к концу июня будет увеличен капитал Европейского инвестиционного банка, а летом будет запущен пилотный проект выпуска еврооблигаций на EUR230 млн для адресного инвестирования.

Инвестиции, по идее, будут направляться на инфраструктурные проекты и тому подобные вещи, которые должны стимулировать занятость, спрос и экономический рост. В таком же духе решили со временем переформатировать и другие европейские структурные фонды. А вот налог Тобина на финансовые транзакции, против которого никто в еврозоне вроде бы принципиально не возражает, все еще не вводится: на саммите договорились лишь “продолжить дискуссии о перспективе” его внедрения.

По сути, речь идет о двух разных стратегиях стимулирования экономического роста. Первая — “количественное смягчение”, т.е. политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), который будет скупать облигации, поддерживать банки и печатать евро, следуя примерам Великобритании и США. Вторая — кейнсианская политика стимулирования занятости и спроса, которую попытался проводить президент США Барак Обама в первые месяцы своего правления, но быстро оставил эти попытки. В отношении второй стратегии немецкие власти настроены не так уж и враждебно — по крайней мере, у себя дома.

19 мая на рассвете окончились тяжелые переговоры между крупнейшим отраслевым профсоюзом Германии IG Metall и представителями работодателей. Профсоюзники добились крупнейшего повышения зарплат за последние двадцать лет: 3,6 млн работников машиностроительного сектора получат прибавку в 4,3%, более чем вдвое превышающую темпы инфляции в Германии (около 2%). В последний раз такого успеха профсоюзы добились в 1992 г., когда тот же IG Metall выбил повышение на 5,4%. Вольфганг Шойбле по поводу профсоюзной победы от имени государства призывал работодателей не скупиться.

Для Украины благоденствие европейских стран — не праздный интерес. По мнению аналитиков инвесткомпании “Тройка Диалог” (г.Москва, РФ; с 1991 г.; активы под управлением — $3 млрд), в случае усугубления долговых проблем в ЕС темпы роста украинской экономики могут сократиться в полтора раза.

Развал-схождение

Тема Греции во время саммита была у всех на уме и даже на языке, но сколько-нибудь серьезных обсуждений не было: европейские руководители просто не знают, что делать в этой ситуации, и предпочитают не говорить ничего конкретного, чтобы, не дай бог, не обрушить рынки неосторожными заявлениями. Напомним, после прошедших в этой стране парламентских выборов правительство сформировать не удалось, и на июнь назначены повторные выборы, на которых, по всем расчетам, должна одержать убедительную победу леворадикальная коалиция СИРИЗА, выступающая за разрыв кредитных соглашений с ЕС и МВФ на общую сумму EUR174 млрд.

За этим может быстро воспоследовать выход Греции из зоны евро (см. статью "Приростом не вышли"). Больше всего в Европе обеспокоены судьбой европейских банков, имеющих греческие активы, которые сгорят в случае суверенного дефолта. Под ударом окажется и ЕЦБ, который выдал греческим банкам около EUR100 млрд.

Официальная же позиция участников саммита, о которой сообщила Ангела Меркель, такова: “Мы хотели бы сохранить Грецию в еврозоне, но настаиваем на соблюдении этим государством согласованных обязательств”. В том же духе высказались г-н Баррозу и г-н Олланд.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 29.04.24
Кількість КУА279на 29.04.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.04.24
Кількість ІСІ1782на 29.04.24
Кількість НПФ*52на 29.04.24
Кількість СК*1на 29.02.24
Активи в управлінні КУА, млн грн615 069на 29.02.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 875на 29.02.24