Путь к росту
http://www.profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1952
Я. Жалило, Д. Покрышка, Я. Белинская, А. Молдован, Национальный институт стратегических исследований, специально для «Профиля»
Позитивные показатели экономической динамики, обозначившиеся в Украине в первом квартале текущего года, стали основанием для значительного повышения оптимизма как экспертного сообщества, так и политикума в отношении ближайших перспектив украинской экономики.
Согласно рассчитанному Национальным банком индексу, в январе–марте 2010-го совокупный объем производства базовых отраслей экономики вырос на 7,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общее производство сельхозпродукции за первый квартал в сопоставлении с соответствующим периодом 2009-го выросло на 5,3%. Возобновление позитивной динамики произошло в промышленности: объемы реализации промышленной продукции за I квартал в 2010-го в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 10,8%, рост промышленного производства зафиксирован почти во всех отраслях. За три месяца года экспорт товаров увеличился по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 23,9%, импорт – лишь на 1,1%, что уменьшило угрозу отрицательного сальдо платежного баланса. Очевидным позитивом последних месяцев стала стабилизация курса гривны, которая даже продемонстрировала некоторое укрепление. Банки, хотя и не обеспечили заметного улучшения в кредитной сфере, по крайней мере несколько отступили от угрозы ожидавшегося многими кризиса «плохих долгов». Согласно данным официальной статистики, произошло уменьшение зарегистрированной безработицы.
Вместе с тем, как и прогнозировалось многими аналитиками, ввиду отсутствия действенной антикризисной политики выход из кризиса Украина нашла там же, где и вход. Спровоцированные резким падением спроса на внешних рынках, кризисные явления пока «преодолеваются» тем же улучшением конъюнктуры внешних рынков. Рост промышленного производства в I квартале 2010-го почти полностью определялся факторами оживления внешних рынков, поддержанными резервами ценовой конкурентоспособности, сохранившимися после девальвации гривны в конце 2008 года.
Самый большой прирост производства достигнут в экспортоориентированных отраслях: в химической и нефтехимической промышленности – на 25,7%, металлургии – на 18,4%. Прирост производства в машиностроении на 33,6% также был обеспечен как активизацией внешнего спроса, так и ростом объемов заказов на машиностроительную продукцию со стороны химической и металлургической промышленностей, нуждающихся в значительной модернизации.
В то же время отрасли, ориентированные на потребительский спрос, демонстрируют гораздо более вялые показатели, что связано, прежде всего, с отрицательной динамикой реальных доходов населения в прошлом году и медленным их восстановлением в нынешнем. Производство продукции пищевой промышленности выросло лишь на 1,1%, причем в условиях устойчиво высокого спроса на нее на внешнем рынке (прирост экспорта за январь–март составил 30,6%).
Отсутствие существенного оживления на внутреннем рынке подтверждает динамика торговли. Оборот розничной торговли в январе–марте 2010 года в сравнении с соответствующим периодом в 2009-м уменьшился в сопоставимых ценах на 2,6%. Признаком продолжения экономической депрессии является весьма слабая динамика оптового товарооборота, физический объем которого в сравнении с январем–мартом 2009 года увеличился лишь на 2,1%.
Сохраняется затяжной спад в строительстве. В январе–марте 2010-го, даже на фоне низкой базы сравнения прошлого года, объем выполненных строительных работ был ниже, чем год назад, на 21,4%. Ключевыми факторами, поддерживающими негативную динамику в строительстве, остаются снижение платежеспособности населения, низкая доступность кредитных и долговых финансовых ресурсов и их высокая стоимость, дефицит оборотных средств строительных предприятий, а также резкое сокращение капитальных расходов государственного и местных бюджетов. Затяжной кризис в строительной отрасли продолжает сдерживать возобновление роста в производстве неметаллической минеральной продукции – это единственная отрасль, демонстрирующая спад в 2010-м (минус 10,8% по итогам I квартала).
Таким образом, выводы о завершении в Украине финансово-экономического кризиса были бы пока крайне преждевременны. К тому же признаки улучшения ситуации имеют все основания перерасти в проявления экономического оживления, которое должно положить конец кризисным явлениям и дать старт этапу роста украинской экономики на качественно новых принципах. 2010 год может и должен стать в Украине годом выхода из экономической депрессии.
Реализация антидепрессионного потенциала, представленного улучшением конъюнктуры мировых рынков и постепенной адаптацией отечественных субъектов хозяйствования к новым экономическим условиям, требует изменения подходов к экономической политике государства. Если на первых этапах развития кризисных тенденций определяющей задачей правительства было поддержание стабильности основных макроэкономических показателей, то на данном этапе пора переходить к возобновлению роста украинской экономики. Для перехода от депрессии к росту требуется реформирование экономики, сконцентрированное на максимальном повышении эффективности рыночных механизмов, усилении роли внутреннего рынка как двигателя экономического развития, восстановлении эффективности государства как настоящего регулятора (а не «ручного» руководителя, как это было в последнее время) действий самостоятельных, эффективных, дееспособных и конкурентоспособных субъектов хозяйствования.
Осуществление всего комплекса реформ требует довольно продолжительного времени и значительных финансовых усилий. Вместе с тем уже на нынешнем этапе следовало бы осуществить «первую очередь» реформ, которые гарантируют ускорение и устойчивость экономического роста.
Во-первых. Выход из депрессии должен быть обеспечен оживлением инвестиционного вектора, который способен заложить фундамент стойкого долгосрочного экономического роста. В кризисных условиях низкой доступности кредитных ресурсов и ухудшения финансового положения предприятий такая задача требует специальной инвестиционной политики, которая бы способствовала укреплению процессов генерирования инвестиционных ресурсов в Украине, концентрации их использования на приоритетах, способствующих эффективной модернизации экономики в соответствии с вызовами послекризисного периода. Ключевой целью государственной инвестиционной политики должно стать формирование мотивационного механизма, который будет поддерживать принятие эффективных инвестиционных решений и инвестиционное направление доходов.
Высокий уровень конкуренции на мировом рынке инвестиций в условиях финансовой глобализации требует построения взвешенной и действенной системы налоговых инвестиционных стимулов, дифференцированных в зависимости от типа и объемов инвестиции, размеров предприятий, региона инвестирования, цели инвестиции, инновационного уровня производства, количества создаваемых рабочих мест, а также введения системы ответственности получателей за нарушение условий целевого предназначения предоставляемых льгот.
Наличие значительного распыленного инвестиционного ресурса в виде личных сбережений требует обеспечить усиление инвестиционной активности физических лиц: через поддержку развития институтов совместного инвестирования, организацию эмиссий целевых государственных и муниципальных ценных бумаг, установление налогового кредита для индивидуальных доходов граждан, вложенных в вышеупомянутые инструменты.
Приоритетность задач технологической модернизации вынуждает дополнить инвестиционную политику специальными мерами по поддержке инновационной деятельности субъектов хозяйствования: через механизмы налогового и таможенного стимулирования, страхования рисков инновационной деятельности, создание инновационных ассоциаций как средств концентрации производственными предприятиями финансовых ресурсов и распределения рисков реализации инновационных проектов.
Во-вторых. Целевые ориентиры формирования восприимчивости экономики к позитивному влиянию факторов экономического роста будут требовать преодоления «депрессивной ловушки», сформировавшейся в последние годы в денежно-кредитной политике Украины (см. «Профиль», 24.04.2010). Речь идет о необходимости принятия пакета регуляторных решений, которые должны открыть путь качественному улучшению управляемости денежно-кредитной сферой на принципах максимального использования рыночных финансовых инструментов и потенциала конкуренции на рынке банковских услуг.
Необходимость применения монетарных рычагов стимулирования экономического роста требует эффективного институционального обеспечения денежно-кредитной политики, с расширением контрольных и регуляторных полномочий НБУ, обеспечением координации действий органов монетарной и фискальной власти, повышением роли самоуправляющихся институтов рынка банковских услуг.
Задача расширения допустимых рамок применения монетарных рычагов экономического стимулирования требует ослабления действия немонетарных факторов инфляции. Для этого необходимы меры по развитию инфраструктуры внутреннего рынка, внедрению эффективного экономически обоснованного регулирования цен на услуги естественных монополий, развитию конкуренции в монополизированных отраслях.
Концентрация акцентов стимулирующей денежно-кредитной политики на поддержке структурной модернизации экономики требует перестройки системы кредитной поддержки реального сектора экономики: формирования регуляторных и налоговых стимулов кредитования банками долгосрочных инвестиционных кредитов; возобновления системы долгосрочного рефинансирования коммерческих банков; использования возможностей прямого воздействия на кредитную политику банков с государственным капиталом; создания системы финансовых институтов развития.
Необходимость укрепления доверия к национальной валюте и отечественной денежно-финансовой системе нуждается в мерах по снижению валютных рисков, обусловленных значительными курсовыми колебаниями. Для этого должны быть разработаны и внедрены иерархическая система мер валютного регулирования, направленного на оперативное сглаживание колебаний в рамках определенного курсового коридора, а также система страхования валютных рисков как неотъемлемая часть валютного кредитования резидентов. Для обеспечения устойчивости валютного рынка необходимо предусмотреть дополнительное налогообложение иностранного капитала, который выводится из страны менее чем через год после его введения, законодательно регламентировать порядок и сроки обязательной продажи части экспортной выручки.
В-третьих. Реализация потенциала экономического оживления, основанного на развитии предпринимательской активности, требует выхода из фискальной «депрессивной ловушки». Стратегической задачей реформирования сектора государственных финансов должно стать создание благоприятного фискального пространства для бизнеса, эффективной системы децентрализации госрасходов при финансово устойчивом правительстве.
Хотя жесткие временные ограничения не позволили реализовать существенных изменений в бюджетной политике до разработки проекта госбюджета 2010 года, коррективы в фискальную политику могут быть внесены и даже, ввиду специфичности посткризисных условий, внедрены уже в текущем бюджетном году.
В частности, следует начать процесс постепенного перемещения налоговой нагрузки с доходов населения и прибыли корпорации на потребление: путем восстановления прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц, введения дифференциации ставки НДС, введения налогообложения жилой недвижимости, повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия, перехода к начислению транспортного сбора при продаже топлива и тому подобного.
Для восстановления регуляторных функций налогообложения при доработке Налогового кодекса следует установить систему прозрачных инвестиционных и инновационных налоговых льгот. Поощрение рационального использования природных ресурсов и снижения антропогенного давления на экологию обязано быть обеспечено путем внедрения новых и повышения существующих налогов на загрязнение и употребление ресурсов и энергоносителей.
В целях более эффективного использования имеющегося бюджетного ресурса без усиления фискальной нагрузки на экономику требуется сконцентрировать усилия на рационализации бюджетных расходов. Это потребует жесткого целевого использования государственной помощи категориям населения, которые в ней действительно нуждаются, при максимальном упрощении для них механизмов получения такой помощи.
Обязательным условием наращивания государственного инвестирования является совершенствование механизмов распределения инвестиционных средств и контроля над их использованием, что требует пересмотра институционального обеспечения расходов развития, в первую очередь – создания Государственного банка реконструкции и развития, на который должна быть возложена функция финансирования государственных капиталовложений и обеспечения контроля над их целевым использованием.
Приведенные приоритетные задачи не исчерпывают всего набора мер, которые могли бы быть применены в первоочередном порядке для достижения устойчивости экономического роста. Однако, по нашему мнению, они необходимы для того, чтобы открыть Украине путь к модели экономического роста, опирающегося не на прихоти конъюнктуры мировых рынков, а на сохраняющийся, невзирая на кризисы и политико-экономическую суету последней пятилетки, богатый национальный экономический потенциал.
Всього компаній-членів | 277 | на 10.05.25 |
Кількість КУА | 272 | на 10.05.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 10.05.25 |
Кількість ІСІ | 1848 | на 10.05.25 |
Кількість НПФ* | 49 | на 10.05.25 |
Кількість СК* | 1 | на 28.02.25 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 696 796 | на 28.02.25 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 415 | на 28.02.25 |