Пришло время дефолтов

27 листопада 2008
Сергей Лямец, «Экономические известия»

  Уже до конца этого года в Украине могут произойти массовые дефолты по корпоративным облигациям. А в первом квартале следующего года эта тенденция может усилиться.
  «В условиях заострения кризиса ликвидности на финансовых рынках до конца 2008 г. могут участиться случаи объявления дефолта по внутренним обязательствам эмитентов из корпоративного сектора. В особой зоне риска находятся предприятия строительной отрасли. В банковском секторе мы прогнозируем своевременное выполнение по внутренним обязательствам, так как суммы займов не являются существенными»,— считает аналитик Astrum Investment Management Ярослава Легкая.
  Эти выводы подтвердил аналитик банка с иностранным капиталом. По его мнению, в связи с кризисом ликвидности в банковской системе вполне вероятно, что несколько эмитентов не смогут выполнить свои обязательства — в частности, по досрочным погашениям (офертам).
  Станислав Дубко, генеральный директор рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», подтвердил, что они зафиксировали уже шесть технических дефолтов с начала этого года. В основном это было не банкротство, а просто просрочка выполнения своих обязательств эмитентом. Помимо ухудшения доступа к кредитным ресурсам, эксперт назвал еще одну причину для дефолтов в этом году — ухудшение финансовых показателей предприятий различных отраслей. Причем наивысшую вероятность невыполнения своих обязательств имеют эмитенты, облигации которых имеют рейтинг, относящийся к спекулятивной группе.
  По мнению начальника аналитического департамента компании «Инвестиционный капитал Украина» Александра Вальчишена, вероятность наступления дефолтов превышает 50%.
  Аналитик Foyil Securities Владимир Габриелян сообщил, что до конца года украинские эмитенты должны погасить чуть более 3,3 млрд. грн. Однако на корпоративное погашение приходится всего треть этого объема — 2,2 млрд. грн. должно выплатить государство. «Около 11% составляют облигации строительного сектора, которые, безусловно, попадают в зону максимального риска на фоне падения активности в строительном секторе Украины. Еще около 670 млн. грн. должны погаситься ввиду надежности эмитентов. Таким образом, проблемы могут возникнуть с погашением лишь 70 млн. грн.»,— подчеркнул эксперт.
  Уже на первый квартал следующего года, по данным портала cbonds, намечено 147 погашений и оферт по корпоративным бондам. Общая сумма эмиссии, которой коснется это явление, превышает 7 млрд. грн. Из них погашения — приблизительно 2 млрд. грн. Примерно в тот же период ожидается увеличение процента проблемных активов банков. Выльется ли такое совпадение в увеличение числа дефолтов, эксперты разошлись во мнении.
  «Пик придется на первое полугодие 2009 г., когда ожидается пик кризиса реального сектора. До сих пор многие держатели соглашались на перенос сроков погашения, отчасти из-за того, что девятимесячная отчетность не отразила последствия кризиса. Однако уже в первом квартале 2009 г. многие держатели захотят погасить облигации. Во-первых, в начале года будут пересмотрены портфели заказов, и влияние кризиса на перспективы эмитентов станет более очевидным, во-вторых, сами держатели могут столкнуться с нехваткой ликвидных средств»,— говорит Дарья Терещук, аналитик «АРТ Капитал».
  Аналитик банка с иностранным капиталом считает, что дефолтов или технических дефолтов в первом квартале 2009 г. будет меньше, поскольку количество эмиссий в обращении резко снизилось. «Я ожидаю пик технических дефолтов у корпоратов до конца 2008 г. А в 2009 г. проблемы будут, скорее, в банковском секторе, чем у небанковского корпоратива»,— считает он.
Впрочем, остальные аналитики придерживаются противоположной точки зрения. «В 2009 г. мы ожидаем дальнейший рост количества дефолтов, что еще больше усилит внимание участников рынка к оценке рисков»,— подчеркнул господин Дубко.
«В нынешних условиях вероятность таких событий достаточно высокая. По нашим оценкам, 50-75%. Главные причины — двойной кризис в банковской сфере и в отдельных секторах реальной экономики.
  При этом в этих двух сферах происходит перетекание кризиса и обоюдное влияние на его усугубление»,— согласен с ним господин Вальчишен.
«Возможно, мы увидим некоторое количество технических дефолтов (отсрочек платежа) у не очень надежных эмитентов. Тем более это возможно при наличии кассовых разрывов у предприятий, когда средства от проданной продукции или услуг еще не поступили на счета компании, а рассчитываться по обязательствам в том числе и по облигациям нужно уже сегодня»,— подчеркнул господин Габриелян.

  «Киевмедпрепарат»
  В понедельник появилась информация о том, что ОАО «Киевмедпрепарат» не выполнило обязательство выкупить облигации. Трехлетние бумаги предъявил к оферте «БМ Банк», который и сообщил, что погашение должно было состояться 18-21 ноября. Однако денег банк не получил, и пригрозил обратиться в суд.
  Однако уже на следующий день и «Киевмедпрепарат», и его платежный агент «АРТА Ценные Бумаги» заявили о том, что проблемы нет. По словам компаний, с преимущественным большинством держателей подписаны договоры досрочного выкупа. «Существуют и такие держатели, которые не заключили договор досрочного выкупа, и теперь стараются оправдать либо исправить свое положение. Тем не менее ОАО «Киевмедпрепарат» подтверждает все свои обязательства по облигациям»,— говорится в заявлении общества.
  Аналогичное объявление сделал платежный агент. «Большинство держателей, владеющих более 80% выпуска, согласились с предложением компании. Некоторые из держателей облигаций, в том числе «БМ Банк», не приняли данного предложения»,— подчеркивается в сообщении, подписанном директором компании Тимуром Хромаевым.
Однако эксперты все же говорят о факте несвоевременной оплаты облигаций. «По нашей информации, «Киевмедпрепарат» рассчитывал достигнуть с держателями своих облигаций договоренности об их неполном или отсроченном предъявлении к погашению по оферте. На сегодня «Киевмедпрепарат» допустил технический дефолт, то есть не рассчитался в срок по предъявленным к погашению облигациям, не достигнув при этом согласия о реструктуризации выплат с кредиторами. В этой связи 24 ноября кредитный рейтинг выпуска облигаций был понижен до уровня uaВВ с сохранением негативного прогноза»,— подчеркнул Станислав Дубко.
«Мы не понимаем, почему «Киевмедпрепарат» не смог нормально подготовиться к оферте. Финансовые показатели у компании отличные, и она вполне за месяц-два могла аккумулировать необходимые средства. Однако по каким-то причинам этого не сделала. Вероятно, возникли проблемы с поддержкой со стороны акционеров компании (крупный банк с украинским капиталом)»,— возмущен аналитик банка с иностранным капиталом.
  Вероятнее всего, речь идет о банке «Финансы и Кредит». По рынку ходили слухи, что предприятие, которое считают подконтрольным депутату Константину Жеваго, выставлено на продажу. Деньги якобы нужны для финансовой поддержки банка «Финансы и Кредит».

  Группы риска
  «Существует угроза невыполнения долговых обязательств эмитентами с нестабильным финансовым состоянием, которые на данный момент есть во всех секторах. В частности, в секторе производства товаров народного потребления, строительстве и продаже недвижимости»,— считает Ярослава Легкая из «Astrum».
  Станислав Дубко из «Кредит-Рейтинга» уточнил, что вероятность дефолта зависит не столько от принадлежности к какой-либо отрасли, сколько от индивидуальных характеристик кредитоспособности каждого отдельного эмитента. «В целом, в текущих экономических условиях повышается уязвимость компаний, проводивших агрессивную стратегию развития с активным использованием заемных средств. Наибольший удельный вес низких рейтингов спекулятивного уровня имеют компании строительного сектора»,— рассказал он.
  Аналитик банка с иностранным капиталом подчеркнул, что большему риску дефолта подвержены компании, не имеющие значительного денежного потока или обладающие большими объемами задолженности. «У первых высока вероятность образования кассового разрыва, покрыть который на тяжелом рынке может быть нечем. У вторых (особенно занимавших в валюте) существенно растет стоимость обслуживания долга»,— считает он.
«Основная категория — это субъекты хозяйствования с высокой долговой нагрузкой и преимущественно краткосрочной структурой финансового долга»,— уточнил Александр Вальчишен из «Инвестиционого капитала Украина».
  Поэтому, считает Владимир Габриелян из Foyil Securities, дефолты могут быть двух видов. «В группе наибольшего риска находятся эмитенты, которые не имеют постоянного притока выручки. Тем самым они не обеспечивают себе достаточный приток денежных средств для расчета по обязательствам. Однако возможна ситуация временного кассового разрыва, когда стоит говорить о техническом дефолте и отсрочке платежа по облигациям»,— отметил он.
  «Главная угроза для эмитентов: потеря бизнеса для акционеров и смена собственников эмитентов»,— считает господин Вальчишен.
  «Для каждого эмитента ситуация может развиваться по-разному. Кредиторы могут инициировать процедуру банкротства, по истечении которой рассчитываться с кредиторами собственными активами. Держатели либо согласятся на отсрочку платежа (при техническом дефолте), либо будут иметь право инициировать процедуру банкротства (при дефолте)»,— согласен с ним господин Габриелян.

  Жизнь после дефолта
  Впрочем, эмитенты облигаций будут стараться погасить бумаги даже после наступления по ним дефолта, уверен Станислав Дубко. Причина проста: подобные долговые инструменты формируют их публичную кредитную историю. «В некоторых случаях держатели облигаций будут готовы идти на реструктуризацию задолженности»,— считает он.
Эксперт также заверил, что инвесторы фондов облигаций не пострадают. Такие фонды, как правило, вкладывают средства с учетом уровня кредитного рейтинга облигаций. «Поскольку вероятность дефолта по облигациям с рейтингами инвестиционного уровня многократно ниже, чем вероятность дефолта с рейтингами спекулятивного уровня, то фонд не понесет существенных потерь даже в сложных экономических условиях»,— считает он.
  «Инвесторы облигационных фондов точно не пострадают, по крайней мере те, которые не ведут курсовых спекуляций. Технический дефолт в этом случае не означает, что компания в принципе отказалась выполнять свои обязательства. Просто сейчас она не готова взять обратно на себя бумагу, однако купоны по облигации будет платить исправно, и погасит ее через год к следующей оферте или раньше, если позволит ситуация с ликвидностью»,— солидарен с ним аналитик банка с иностранным капиталом.
  «Вероятность реструктуризаций высокая — более 75%»,— считает Александр Вальчишен. Держателям облигаций и вкладчикам фондов, в портфеле которых есть бонды, он рекомендует способствовать организованной реструктуризации долга.
«Эмитенты будут договариваться с инвесторами об отсрочке платежей и досрочного выкупа. Держатели, скорее всего, будут соглашаться с этими условиями или пытаться продать облигации с большим дисконтом»,— прогнозирует Дарья Терещук.
Есть несколько путей выхода из дефолта. «Для эмитентов это выпуск новых облигаций под более высокий процент, перенос даты погашения на более поздний срок, передача или продажа активов эмитента для погашения задолженности, частичное погашение за счет наличных средств (имеет значение вид облигаций: с обеспечением или без него)»,— говорит Ярослава Легкая.
  Держателям проблемных бумаг эксперт рекомендует обращаться в хозяйственный суд для взыскания долга с заемщика средств. Что касается инвесторов ИСИ, то они вкладывали деньги в сам фонд непосредственно, а не в конкретные бумаги эмитентов. «Поэтому все вопросы по взысканию долга будет решать инвестиционный фонд самостоятельно»,— считает госпожа Легкая.

http://www.eizvestia.com/fin/full/42751

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 19.04.24
Кількість КУА278на 19.04.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 19.04.24
Кількість ІСІ1780на 19.04.24
Кількість НПФ*52на 19.04.24
Кількість СК*1на 29.02.24
Активи в управлінні КУА, млн грн615 069на 29.02.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 875на 29.02.24