Почему не нужно расширять Фонд гарантирования вкладов

06 вересня 2013
Юрий Середа, "Севастопольская газета", 05.09.2013

http://gazeta.sebastopol.ua/2013/09/05/pochemu-ne-nuzhno-rasshirjat-fond-garantirovanija-vkladov/

Верховной Раде предложено узаконить создание расширенного Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), который согласно замыслу должен обеспечивать гражданам компенсацию не только депозитов в банках, но также и в кредитных союзах и инвестиций на фондовом рынке.

Новости СевастополяПротив такого предложения выступили все. Почему? Многие детали в принципе абсурдны, но давайте обо всем и по порядку.

В обнародованном тексте законопроекта #3132 «О Фонде гарантирования вкладов и инвестиций физических лиц» предлагается обеспечить возвратность не только банковских вкладов, но и всех других финансовых инвестиций. По задумке участниками Фонда должны еще стать порядка 600 кредитных союзов, 94 негосударственных пенсионных фонда, 84 компании-торговца ценными бумагами и все компании по управлению активами.

Удивительно другое. По мнению авторов законопроекта, компенсации должны распространяться и на трастовые компании. То есть, если завтра в Украине начнутся гастроли очередного Мавроди, и если государство не сможет предупредить мошенничество, то оно должно компенсировать все потери. Может, рациональней и дешевле вкладывать в финансовую грамотность населения? Ввести как вариант в программе курса общеобразовательной школы финансовый факультатив. В России это уже происходит на факультативном уровне, выпущены учебники. Да и с бюджетом у нас сложно. Не накомпенсируешся еще и потому, что желающих получать неадекватные проценты по доходности в обществе хватает, причем ничего не делая.

Согласно законопроекту фонд будет гарантировать выплату компенсации в размере до 200 тыс. грн (включая проценты) при невозможности вернуть вклады и инвестиции. А это следующие случаи: невозможность получить депозит в течение семи дней после окончания срока его действия; невыкуп инвестиционным фондом своих инвестиционных сертификатов; аннулирование лицензии, кроме случаев отказа от нее; банкротство или ликвидация учреждения.

Источниками формирования средств фонда будут 30 млн грн из госбюджета, 20 млн грн — от Нацбанка, первоначальные сборы с участников в размере 1% от уставного капитала, регулярные сборы — 0.5% от базы начисления для банков и 0.1% от суммы вкладов, стоимости ценных бумаг или активов других участников.

Что же думают по этому вопросу участники рынка? В ФГВФЛ сомневаются, что такая инициатива может быть реализована. В прошлом были дискуссии по созданию похожего фонда для вкладчиков кредитных союзов, компаний по страхованию жизни и паевых инвестиционных фондов. На сегодняшний день законопроект #2327 «О Фонде гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни» находится на рассмотрении парламента, законопроект о гарантировании инвестиций на фондовом рынке дорабатывается Нацкомиссией по ценным бумагам и законопроект о гарантировании вкладов кредитных союзов дорабатывается Нацкомфинуслуг. Теперь же всех предлагают объединить, притом что каждый отдельный сегмент не доработан. Но даже не это является неприемлемым. Предлагается в один фонд переместить структуры, которые подконтрольны трем регуляторам и у них три разных подхода к регулированию. Винегрет на праздничном столе отдыхает!

Крайне удивлены инициативой участники рынка — компании по управлению активами и негосударственные пенсионные фонды. Гарантии в инвестициях — полный нонсенс. Ведь банки и компании по управлению активами — это несопоставимые вещи, так как само понятие инвестиций предполагает риски и человек идет на них сознательно.

Радует, что в парламенте считают, что законопроект нуждается в доработке.

Какие же выводы мы можем сделать от такой «заботы» о нас? Для убедительности — пример из практики 2010 года. После запрета на снятие депозитов в банках осенью 2008 года в 2010-м действия некоторых клиентов вызывали улыбку. Они, дабы «защитить» свои сбережения, размещали их по 150 тыс. грн в разных банках. Не понимали одного — если исчезнет два, три банка из группы крупных, то денег в Фонде гарантирования вкладов физических лиц просто не останется для оставшихся. Такова правда жизни, при том, что банки в нашей стране — наиболее строго контролируемый вид фининститутов. Так что говорить о более слабо регулируемых финансовых учреждениях, которые предлагают объединить?! Как говорится — без комментариев.

Поэтому перспективней консультироваться у специалистов финансовой сферы, а не надеяться на «защиту» . В идеале — спросите совета у независимого эксперта.

Основні цифри
Всього компаній-членів275на 11.07.25
Кількість КУА271на 11.07.25
Кількість адміністраторів НПФ15на 11.07.25
Кількість ІСІ1870на 11.07.25
Кількість НПФ*47на 11.07.25
Кількість СК*1на 31.05.25
Активи в управлінні КУА, млн грн695 852на 31.05.25
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 467на 31.05.25