Надувной пакет

25 серпня 2011
Анна Уляницкая, "Бизнес", №34, 2011

http://www.business.ua/articles/fund_market/Naduvnoy_paket-19022/

Фондовики вновь попросили регулятора предотвратить манипулирование ценами на фондовой бирже. Пока безрезультатно…

Фондовики утверждают — на украинских биржах часты случаи искусственного завышения или, наоборот, занижения цен на акции и облигации эмитентов. Сложившаяся ситуация не устраивает многих торговцев ценными бумагами (ЦБ). Недавно, например, Ассоциация “Украинские фондовые торговцы” (АУФТ; г.Днепропетровск; с 2009 г.; 748 торговцев) обратилась в Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) с требованием установить, не содержат ли сделки с пакетами акций “Запорожстали”, заключенные на Фондовой бирже ПФТС, признаков манипулирования на фондовом рынке.

По данным АУФТ, 21 июля 2011 г. на Фондовой бирже ПФТС была проведена сделка с ЦБ меткомбината по цене 40 коп. за 1 акцию. Для сравнения: за тот же период времени на “Украинской бирже” ЦБ данного эмитента котировались примерно по 4,5 грн. за 1 акцию. Торговцы ЦБ полагают, что сделка на Фондовой бирже ПФТС прошла по заниженной цене, что может быть на руку мажоритарному акционеру предприятия.

Клиенты созрели

Вероятнее всего, обратиться к регулятору торговцев подтолкнуло то, что теперь ГКЦБФР имеет почти все юридические механизмы для противодействия манипулированию ценами на фондовой бирже. В частности, в 2008 г. в Законе “О государственном регулировании рынка ЦБ в Украине” появился термин “манипулирование ценами”, 30 апреля 2009 г. вступил в силу Закон “Об акционерных обществах”, регулирующий отношения между мажоритарными и миноритарными акционерами, а 21 апреля 2011 г. на законодательном уровне (Закон №3267, вступил в силу 19.05.11 г.) был утвержден перечень действий, которые могут подпадать под определение манипулирования ценами на фондовой бирже (см. “Признаки…”).

Очевидно, опасения торговцев и обращения в Комиссию вызваны тем, что участники рынка уже не раз теряли деньги на акциях украинских предприятий (см. “Горький опыт” на стр.36, 37). Более того, обеспокоенность фондовиков понятна, так как вследствие изменения биржевого курса акций происходит переоценка стоимости активов институтов совместного инвестирования (ИСИ). Снижение котировок приводит к падению стоимости активов тех фондов, которые инвестировали в ЦБ, в отношении которых допускаются недобросовестные действия. Возникает угроза для участников ИСИ, решивших на момент переоценки стоимости чистых активов выйти из фонда.

Зеленый свет

Согласно обновленному законодательству (см. “Юрист — об изменениях…” ), в перечень действий, которые определяются как манипуляции, в том числе включены сделки, заключаемые по предварительной договоренности по цене, имеющей существенное отклонение от текущей. Потенциально многие сделки с ЦБ могли бы быть признаны манипулированием после соответствующих выводов со стороны ГКЦБФР.

Однако этого пока не происходит. Дело в том, что если факт резкого изменения цены на бирже отследить несложно, то доказать наличие сговора гораздо труднее. “Доказать, что была манипуляция ценными бумагами, очень сложно, поскольку нужно доказать сговор между торговцами. А для этого нам необходимы полномочия правоохранительных органов”, — поясняет Евгений Воропаев, директор департамента ГКЦБФР по вопросам контрольно-правовой работы.

Заметим, что за манипулирование ценами на фондовом рынке предусмотрена уголовная ответственность — виновные могут быть лишены свободы на срок от трех до пяти лет.

Ранее Комиссия не раз проводила расследования в связи с подозрениями в манипулировании ценами на фондовых биржах. В частности, в конце 2009 г. ГКЦБФР заинтересовалась сделками на двух фондовых площадках — “Перспектива” и “Восточно-Европейская фондовая биржа” (ВЕФБ).

31 декабря 2009 г. на бирже “Перспектива” стоимость 1 акции Енакиевского металлургического завода была установлена на уровне 43 грн., тогда как на “Украинской бирже” она котировалась по 168 грн. за 1 акцию. В этот же день на ВЕФБ цена 1 акции Алчевского металлургического комбината составила 350 грн., а на “Украинской бирже” — 14 коп. Тем не менее по результатам проверки Комиссия никого не наказала. Практика же развитых рынков подтверждает, что бороться с манипулированием вполне возможно (см. “Как у них”).

Мотив

Попытки повлиять на цену той или иной ЦБ на организованном фондовом рынке часто связаны с выкупом пакетов акций миноритарных акционеров. Дело в том, что, согласно Закону “Об акционерных обществах”, в случае несогласия миноритарных акционеров, например, на участие в доп­эмиссии акций, мажоритарий обязан выкупить принадлежащие им акции по рыночной цене. В свою очередь, рыночная цена определяется как средняя цена на акции на фондовой бирже за последние полгода. Соответственно, чем ниже будет цена совершаемых на фондовой бирже сделок, тем меньше мажоритарному акционеру придется платить при выкупе пакетов миноритариев.

Непрозрачные операции на рынке способны надолго отбить у институциональных инвесторов охоту работать с теми или иными ЦБ.

Например, в июле текущего года с акциями “Запорожстали” было проведено всего восемь сделок. “Цена на акции “Запорожстали” сейчас привлекательна, но мы их продать не можем, поскольку объем торгов недостаточен”, — говорит Виктор Ботте, управляющий инвестиционными и пенсионными фондами компании “КИНТО” (г.Киев; с 1992 г.; 110 чел.). Стоит отметить, что еще в начале 2006 г. акции меткомбината были одним из самых ликвидных финансовых инструментов на фондовых биржах и даже входили в расчет индекса ПФТС с весом 12%.

Как у них

Вестерн

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) ежегодно успешно доводит до суда примерно 50 дел об инсайдерской торговле (см. БИЗНЕС №26 от 30.06.08 г., стр.45-49). Доводить дела до суда SEC помогает то, что, согласно законодательству США, Комиссии достаточно косвенных улик. Иначе говоря, ей не приходится доказывать факт сговора. Нужно просто доказать, что более вероятно, что обвиняемые действительно совершили правонарушение.

В США в последнее время нередки громкие дела и расследования относительно манипулирования ценами. Например, недавно был признан виновным Радж Раджаратнам, которого арестовали за мошенничество с ЦБ. При этом он входил в список самых богатых людей планеты: 236-е место среди 400 богатейших американцев по версии журнала “Forbes”.

По информации SEC, миллиардер договорился с некоторыми топ-менеджерами американских корпораций, чтобы они сообщали ему информацию о финансовом положении своих компаний, в частности об их квартальных доходах, до официального ее обнародования. Это помогало бизнесмену играть на росте и падении курсов акций компаний.

Горький опыт

Бумажные фокусы

Бросок на Азов
Весной 2006 г. менеджмент “Азовстали” распространил сообщение о планах присоединить к комбинату одноименный торговый дом. 21 октября 2006 г. на общем собрании акционеров уставный фонд предприятия был увеличен на 611,9 млн грн. — до 1,4 млрд грн. — в связи с присоединением к меткомбинату торгового дома.

Пакеты миноритарных акционеров, не согласных с решением о проведении допэмиссии акций меткомбината, эмитент выкупал по 1,8 грн. за 1 акцию. Подобные действия привели к тому, что за полгода акции “Азовстали” на Фондовой бирже ПФТС потеряли более 40% своей стоимости — с 2,9 грн. до 1,7 грн. за 1 акцию.

Однако этим дело не кончилось. Уже в 2007 г. акционеры “Азовстали” на своем собрании приняли противоположное решение — об уменьшении размера уставного фонда на 25% — до 1,05 млрд грн. — путем аннулирования ранее выкупленных у миноритариев пакетов акций. В результате таких действий цена на акции комбината выросла почти в 3 раза — до 4,7 грн. за 1 акцию по состоянию на 05.09.07 г.

По оценкам экспертов, спровоцировав снижение цен и выкупив акции по дешевке, менеджмент и мажоритарные акционеры меткомбината смогли заработать не менее 50 млн грн. на продаже восстановившихся в цене ЦБ.

Миноритарии могут

Фондовики пытались использовать себе во благо норму Закона об акционерных обществах относительно обязательного выкупа акций по рыночной цене. В июне 2009 г. акции банка “Форум” на Фондовой бирже ПФТС подорожали в 2,5 раза — с 13-16 грн. до 37 грн. за
1 акцию. Для сравнения: на “Украинской бирже” стоимость 1 акции банка в то время колебалась в пределах 7-8 грн.

Акции резко подорожали как раз перед собранием акционеров банка, на рассмотрение которого основной владелец финучреждения Commerzbank вынес вопрос об увеличении его капитала. Однако Леонид Юрушев, владевший на тот момент 26% акций банка, блокировал принятие данного решения, так как оно размыло бы его долю.

Тем не менее Commerzbank хотел увеличить капитал финучреждения и для этого планировал выкупить оставшиеся акции г-на Юрушева по рыночной цене. Фондовики склоняются к мысли, что курс акций банка “Форум” был раздут специально перед возможной продажей. В результате в июле прошлого года дисциплинарная комиссия ПФТС вынесла письменные предупреждения торговцам “Аструм Капитал”, “Гранд-Инвест” и “Сити Брок”, которые проводили сделки с акциями банка по завышенным ценам.

Города и нравы
Стоит отметить, что искусственно завышают или занижают цены не только на акции, но и на облигации. Не так давно ряд торговцев ЦБ направили в ГКЦБФР письмо с требованием расследовать ситуацию относительно биржевого курса облигаций серии Б Львовского городского совета, сложившегося на Фондовой бирже ПФТС.

По их данным, 20 июля 2011 г. на этой бирже было заключено несколько сделок с этими облигациями, вследствие которых биржевой курс этой бумаги снизился почти в 2,2 раза при объеме торгов за день в 7,7 тыс.грн. На протяжении короткого промежутка времени были заключены две сделки за одну торговую сессию с одной облигацией по цене 3,9 тыс.грн.

Предыдущая цена была на уровне 8,2 тыс.грн. При этом торговцы утверждают, что объективных опубликованных данных об эмитенте, которые объясняли бы падение биржевого курса, нет.

Торговцы ЦБ попросили ГКЦБФР проверить, кто на самом деле выступал участником данных сделок и не подпадают ли данные действия под определение манипулирования с ценами на фондовой бирже. По словам члена ГКЦБФР Николая Бурмаки, пока этот вопрос “отрабатывается Комиссией”.

Признаки манипулирования ценами на фондовой бирже:

  • операции или заявки на куплю-продажу ЦБ, которые создают или могут создавать представление о поставке, приобретении или цене ЦБ, не соответствующее действительности, совершаются единолично или по предварительному сговору группой лиц и приводят к установлению иных цен, чем те, которые существовали бы в отсутствие таких операций или заявок;
  • операции или заявки на куплю-продажу ЦБ путем совершения умышленных противоправных действий, в том числе мошенничества или использования инсайдерской информации;
  • распространение недостоверной информации (сведений), вводящей в заблуждение;
  • покупка или продажа ЦБ перед закрытием торговой сессии фондовой биржи с целью ввести участников рынка в заблуждение относительно цен, которые сложились в конце торговой сессии;
  • сделки по одним и тем же ЦБ, которые не имеют экономического смысла и в которых продавец и покупатель действуют совместно в интересах одного лица;
  • неоднократное неисполнение участником биржевых торгов обязательств по биржевым контрактам, заключенным в течение торгового дня в собственных интересах или за счет клиентов, если заключение указанных контрактов повлекло значительное увеличение или снижение цены ценной бумаги, при условии, что такие контракты имели существенное влияние на цену бумаги;
  • заключения на фондовой бирже сделок с ЦБ по цене, имеющей существенное отклонение от ее цены, сложившейся на фондовой бирже той же торговой сессии (текущая цена) путем подачи безадресных заявок, по предварительной договоренности о приобретении или продаже ценной бумаги по цене, имеющей существенное отклонение от текущей.
Согласно Закону №3267 от 21.04.11 г.


Человеческим языком

Манипулирование — это неправомерное влияние должностного лица участника фондового рынка на рыночную стоимость ценных бумаг на организационно оформленном фондовом рынке в интересах такого участника или третьих лиц, в результате чего приобретение или продажа этих ценных бумаг происходит по иным ценам, чем те, которые существовали бы в отсутствие такого неправомерного влияния.

Чиновник — о мерах противодействия

Николай Бурмака (56),
член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку:

— Вопрос манипулирования ценами на фондовых биржах достаточно сложен, поскольку за такие действия предусмотрена уголовная ответственность (ст.222-1 УК. — Ред.). Комиссия сейчас активно работает над тем, чтобы законодательство в части ответственности за манипулирование ценами начало действовать.

Для этого Комиссия делает следующие шаги. Во-первых, в ГКЦБФР сейчас внедряются внутренние процедуры и методики, чтобы оперативно выявлять признаки манипулирования и оперативно реагировать. Для этого внедряется специальный мониторинг. Во-вторых, Комиссия почти год разрабатывала Положение “О порядке противодействия манипулированию ценами…”.

Сейчас этот документ направлен на регистрацию в Министерство юстиции. Когда он вступит в силу, фондовые биржи будут обязаны внедрять механизмы противодействия манипулированию и информировать Комиссию о потенциальных нарушениях. Для этого они должны будут внести изменения в правила, а также, возможно, в программные продукты своих электронных торговых систем.

В-третьих, регулятор налаживает взаимодействие с правоохранительными органами. Ведь если вследствие манипулирования участникам рынка был нанесен большой вред, то это уже компетенция не только Комиссии, но и правоохранительных органов.

Юрист — об изменениях в законодательстве

Владимир Якубовский (28),
старший юрист международной юридической компании AstapovLawyers (г.Киев; с 2002 г.; 60 чел.):

— Термин “манипулирование ценами во время осуществления операций с ценными бумагами” был введен на законодательном уровне в 2008 г. при внесении изменений в Закон “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”. При этом до недавнего времени не были установлены четкие критерии определения сделок с признаками манипулирования ценами.

В связи с этим практика привлечения к ответственности почти отсутствует, хоть у регулятора есть возможность наложить штраф. 21 апреля 2011 г. Законом №3267 (вступил в силу 19.05.11 г.) были внесены изменения в ряд законодательных актов Украины, которыми был утвержден перечень действий, которые могут считаться манипулированием ценами на фондовых биржах (см. “Признаки манипулирования” — Ред.), а также был расширен перечень полномочий национального регулятора.

Так, несколько сделок на протяжении одного дня без какого-либо экономического смысла и без изменения конечного собственника считаются манипулированием на фондовом рынке. Комиссия теперь имеет полномочия устанавливать факт наличия признаков манипулирования. В частности, она устанавливает критерии допустимого отклонения в зависимости от вида и ликвидности ценной бумаги.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 15.05.24
Кількість КУА279на 15.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 15.05.24
Кількість ІСІ1779на 15.05.24
Кількість НПФ*52на 15.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24