Монополию укрепят

29 червня 2011
Олег КИЛЬНИЦКИЙ, "Экономические известия", 29 червня 2011р.

 http://markets.eizvestia.com/full/monopoliyu-ukrepyat

Продажа генерации на предложенных правительством условиях не принесет прямых инвестиций в энергетику и послужит созданию в тепловой генерации опасной для Украины частной монополии

Ринат Ахметов, очевидно, считает, что быть монополистом — это хорошоФГИУ 30 июня может подписать приказ о приватизации первой группы энергокомпаний (генерирующие «Днепрэнерго» и «Западэнерго» и девять энергопоставляющих).

Весьма символично, что старт украинской энергетической распродажи совпадет по дате с последним днем существования энергохолдинга РАО «ЕЭС России», который с 1 июля 2008 г. ушел в историю после завершения успешного и эффективного приватизационного процесса в энергетике РФ. В этой связи небезынтересно сравнить результаты проведения конкурсов в России с предполагаемыми итогами тендеров в Украине. Несмотря на то, что общая установленная генерирующая мощность в РФ превышает украинскую в 4 раза, объем производства электричества в 5 раз, а российская тепловая энергетика вырабатывает 70% электроэнергии против 40% в Украине, между энергосистемами двух стран много схожего в структурно-организационном, экономическом и технологическом плане.

Итак, вследствие распродажи контрольных пакетов акций оптовых и территориальных генерирующих компаний в России было привлечено порядка $30 млрд. прямых инвестиций, которые поступили на счета самих энергопредприятий, а также еще порядка $110 млрд. инвестиционных обязательств в виде планов по сооружению конкретных энергетических объектов в конкретных регионах. Общий инвестиционный портфель, вырученный вследствие приватизации, составил таким образом 4 трлн. 400 млрд. российских руб. или $140 млрд. по курсу лета 2008 г. Весьма неплохо, если учесть, что российская Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., утвержденная в 2007 г., предусматривала инвествложения в отрасль на уровне от $423 млрд. до $542 млрд.

Столь эффективным приватизационным конкурсам в РФ поспособствовали, в том числе, успешное завершение структурной реформы в отрасли, четкая программа планомерного внедрения 100%-ного либерального конкурентного рынка электроэнергии, а также тщательная подготовка к тендерам. В частности, продаже контрольных пакетов акций генкомпаний предшествовали успешное проведение их IPO на мировых фондовых площадках. В результате тендеров в российскую энергетику была привлечена целая группа отечественных и европейских инвесторов в лице таких крупнейших компаний, как немецкие RWE и E.On, итальянская Enel, финская Fortum. При этом российское государство подписало с инвесторами так называемые договоры на предоставление мощности, которые предусматривают обязательное финансирование собственниками энергокомпаний строительства означенных в условиях приватизации объектов.

Согласно этим договорам, если инвестор откажется сооружать ранее оговоренную электростанцию, государство имеет право передать права на ее строительство третьему лицу, а собственник энергокомпании будет обязан профинансировать работы. Впрочем, инвестор может избегнуть подобной участи, если проинвестирует сооружение энергообъекта эквивалентной мощности в другом месте. Таким образом государство защитило себя от риска невыполнения частными владельцами инвестиционных обязательств.

Чего же можно ожидать от приватизации тепловой генерации в Украине по написанному нынешней властью сценарию с учетом выставляемых на конкурс размеров пакетов акций «Днепрэнерго» и «Западэнерго», отсутствия надлежащей подготовки к приватизационным конкурсам в соответствии с международными стандартами, а также ожидаемого требования к потенциальным участникам тендеров в виде поставок отечественного угля?

Как неоднократно отмечали «і», наиболее прогнозируемым результатом таких конкурсов станет монополизация как минимум двух третей рынка тепловой генерации в Украине концерном ДТЭК Рината Ахметова. При этом, по мнению экспертов, в результате продажи акций первой группы энергокомпаний удастся выручить около $1 млрд. при общей инвестиционной потребности Украины до 2030 г. на уровне $110 млрд. Однако даже вырученные от конкурсов гроши растворятся в бюджете, а значит все инвестиционные программы в украинской энергетике будут финансироваться из операционной деятельности энергокомпаний посредством привлечения займов, то есть напрямую из карманов потребителей с соответствующим ростом энерготарифов.

Таким образом Украина, в отличие от России, вследствие приватизации с высокой долей вероятности не получит ни европейских стратегических инвесторов, ни прямых инвестиций в энергетику, ни конкуренции на энергорынке. Вместо этого нас ожидают неконкурентоспособная энергетика, а также частная монополия в секторе тепловой генерации вдобавок к уже существующей государственной монополии в атомной энергетике в лице НАЭК «Энергоатом».

Обе монополии на пару будут производить львиную долю электроэнергии в стране. Наверное, излишне говорить, что олигархические и чиновничьи группы, которые получат контроль над монополизированной генерацией в условиях слабого, коррумпированного государства и фактического отсутствия инструментов внешнего воздействия, получат неограниченную власть над всеми областями жизни в Украине. Речь идет, ни много ни мало, о получении возможности определять социально-экономическое развитие или деградацию страны как в отраслевом, так и в региональном разрезе. Однако подобная угроза национального значения в Украине, похоже, не волнует ни власть, ни оппозицию, ни экспертную среду: процесс монополизации энергетической отрасли проходит при полном молчании всех компетентных и не очень сторон.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 29.04.24
Кількість КУА279на 29.04.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.04.24
Кількість ІСІ1782на 29.04.24
Кількість НПФ*52на 29.04.24
Кількість СК*1на 29.02.24
Активи в управлінні КУА, млн грн615 069на 29.02.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 875на 29.02.24