ЛУЧШИЕ ФИНАНСИСТЫ ‘2012 / УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ (ЭФФЕКТИВНОСТЬ)

04 грудня 2012
"Эксперт", №46, 2012

http://www.expert.ua/articles/24/0/10899/

Традиционно аналитический деловой еженедельник рассчитывает рейтинговые данные исключительно на основании объективных показателей, не обращая внимания на открытость компаний, фамилию собственника и цвет логотипа. Никаких опросов — только анализ балансовой и статистической информации. Рейтинг показывает, как работали последний год компании финансового рынка, сколько и на чём зарабатывали. И, самое главное, — насколько надежными (устойчивыми) и выгодными они остаются для своих клиентов.

В рейтинге эффективности с положительным заработком оказалось 12 фондов. Однако лишь половина из них смогли перешагнуть десятипроцентный рубеж, хотя до депозитных ставок им всё равно далеко.

Но в целом ситуация у институтов совместного инвестирования (ИСИ) достаточно печальная, поскольку десятипроцентный психологический рубеж доходности смогли перешагнуть лишь шесть открытых и интервальных фондов, еще шесть фондов «болтаются» в пределах 1,5–7,5% в плюсе. Инвесторы более десяти инвестфондов за анализируемый период потеряли больше 20% своих вложений. Картина сохранилась с прошлого года, когда при оценке доходности с ноября 2010-го по ноябрь 2011 года прибыльными оказались лишь девять фондов. Связано это с тем, что положительную доходность способны показать лишь те фонды, которые имеют высокую долю депозитов или облигаций.

Хотя есть в таком падении и положительный момент: компании по управлению активами (КУА) начали искать альтернативные ниши для заработка и стали больше сосредотачиваться на специализированных фондах, концентрируясь не только на банковских депозитах, но и на ОВГЗ или золоте. Именно такие изыски и стали одной из причин, почему даже на глубоко падающем рынке отдельные управляющие компании и фонды под их управлением умудряются быть прибыльными. Причем руководители этих фондов рассчитывают на то, что уже в первом квартале 2013 года доходность банковских вкладов резко пойдет вниз.

Победители

Таким образом, самым доходным стал фонд «Райффайзен Денежный Рынок», которым управляет Вадим Мосийчук. Он смог заработать за год 14,36%. Второе место досталось Алексею Сухорукову — управляющему директору инвестиционной группы УНИВЕР и ее фонду «Михаил Грушевский: Фонд Государственных Бумаг» с доходностью 12,34%. «Бронза» — у Григория Овчаренко, генерального директора КУА «ОТП Капитал», которая, невзирая на внушительное падение активов, заработала для инвесторов фонда «ОТП Классический» 11,56%.

I место

Вадим Мосийчук,
генеральный директор КУА «Райффайзен Аваль»

(Интервью взял Павел Харламов http://www.expert.ua/articles/9/0/10900/)

В последнее время зачастую слышны заявления, что рынок «лежит на дне». Как же на нём зарабатывать?

— Огромные девальвационные ожидания на фоне затяжного, почти двухлетнего падения рынка акций привели к тому, что среди инвесторов фактически спросом пользуются лишь те продукты, которые приносят стабильную доходность и при этом обеспечивают защиту сбережений. Речь в первую очередь идет о таких инструментах, как государственные валютные облигации или золото. Соответственно, если говорить о наших продуктах, — стабильный интерес есть к трем из них: к фонду денежного рынка, который инвестирует в инструменты с фиксированной доходностью, валютному фонду, состоящему из валютных ОВГЗ, и фонду, который сфокусирован на вложениях в золото.

Но как удается фондам денежного рынка быть успешными, если доходность вкладов находится выше разумных пределов?

— Конечно, ввиду стремительного роста ставок по вкладам в последние несколько месяцев (доходность достигает 29–30% годовых. — «Эксперт») мы сейчас не можем соревноваться с банковскими депозитами, хотя цель фондов денежного рынка — это превышение доходности 6–12-месячных вкладов в гривне. Однако похожую ситуацию мы уже проходили на рубеже 2010–2011 годов. Тогда процентные ставки резко упали до 11 процентов по годовым депозитам в гривне, и фонды денежного рынка оказались в выигрыше, принося инвесторам до 18 процентов, что спровоцировало бурный приток капитала. Например, только в нашем фонде «Райффайзен денежный рынок» за период в конце 2010-го — начале 2011 года объем активов учетверился.

И когда можно ожидать падения ставок?

— Это с большой вероятностью произойдет в начале 2013 года, так как за последние месяцы наблюдались активное абсорбирование гривневой массы и ее перевод в валюту. Но ввиду того, что выборы уже позади, панические настроения идут на спад, поэтому валюта выйдет обратно на рынок, спровоцировав достаточно быстрое снижение процентных ставок. Это станет стимулом для роста объема инвестиций, в первую очередь в фонды денежного рынка, затем — в облигационные институты совместного инвестирования (ИСИ), а впоследствии инвесторы обратят внимание и на более рисковые инструменты, то есть фонды акций.

Накануне подъема

Какие фонды сильнее всего пострадали от ухода инвесторов?

— В целом по рынку виден отток средств из тех фондов, которые имеют гривневую составляющую дохода (фонды денежного рынка), а также из ИСИ с высокой долей рисков (фонды акций). С другой стороны, наблюдается стабильный приток средств в фонды, которые обеспечивают хеджирование девальвационных настроений населения. Именно поэтому у некоторых украинских компаний по управлению активами (КУА) в портфелях уже есть золото и валютные облигации, но инвестфонды, которые наполнены ими на сто процентов («Райффайзен валютный» и «Первый золотой»), пока что существуют лишь под нашим управлением.

В чём именно особенность валютного фонда?

— БОльшая часть его средств находится в облигациях внутреннего госзайма, которые номинированы в долларах, до десяти процентов — на валютных депозитах. Задача фонда, чтобы он показывал доходность выше, чем депозит в долларах или евро. Например, ожидаемая доходность по этому фонду на 12 месяцев составляет около восьми процентов годовых. И в нём есть ежедневный приток, так как фонд обеспечивает не только защиту от ослабления гривны, но и сравнимую с валютными депозитами прибыль.

Такая стратегия — это украинское ноу-хау?

— Нет, это международный опыт. Соседние страны тоже переживали периоды девальвации, но теперь их граждане всё больше доверяют своей валюте. Например, в Польше вложения в злотый составляют более 90 процентов, а в России в рубле размещено более 70 процентов сбережений. Но украинцы доллару верят больше, чем гривне. И преломить эту тенденцию вряд ли удастся без проведения пенсионной реформы, а также приведения базы налогообложения депозитов к такой, которая существует для участников инвестиционного рынка.

И какова роль пенсионной реформы для КУА и фондов?

— Пенсионная реформа — это не только дополнительные средства для управления, но и «включение» сознания граждан, что поспособствует увеличению инвестиционного горизонта распоряжения средствами, так как на сегодняшний день он составляет от одного до трех месяцев. Благодаря пенсионной реформе инвесторы будут думать о том, что их ждет через год, два, десять. Это, в свою очередь, станет стимулом более внимательно присмотреться к рынку ИСИ.

Вернемся к фондам. На чём зарабатывает фонд под управлением вашей компании, который инвестирует в золото?

— Задача «Первого золотого» фонда — обеспечить корреляцию между базовым активом, коим является золото, и стоимостью инвестсертификата. Это достигается за счет того, что как только деньги инвестора зашли в фонд, на них покупается золото по лондонскому фиксингу. Сам металл приобретается по курсу межбанка, практически без комиссии, а колебания доллара компенсируются тем, что часть портфеля находится на депозитах в золоте. Причем, даже несмотря на то что операции проводятся с безналичным металлом, мы всё равно приобретаем золото. И это, кстати, большое преимущество перед аналогичным фондом, работающим в России, так как там в качестве базового актива выбран фьючерс, который не всегда корректно отображает движение цены этого драгметалла.

Какие вообще ожидания от фондового рынка на ближайшие полгода?

— На данный момент мы находимся, на мой взгляд, на пике пессимистических ожиданий, а рынок — почти на дне. Поэтому я думаю, что в ближайшие шесть месяцев депозитные ставки упадут чуть ли не вдвое, девальвационные ожидания значительно ослабнут. Хотя гривня, безусловно, подешевеет, но не так катастрофично, как это видят многие эксперты, а лишь на пять-семь процентов. Рынок акций «воспрянет духом» уже в начале 2013 года, но это будет с большой вероятностью технический отскок. Реальный подъем, сравнимый с ростом первого квартала 2010-го, мы сможем увидеть лишь после того как деньги из банковской системы перетекут на фондовый рынок.

С чем связан такой оптимистичный прогноз?

— Еще накануне выборов мы стали наблюдать активный приток капитала нерезидентов на территорию Украины, которые направили свои деньги на покупку ОВГЗ. Если до определенного момента (2010–2011 годы) рынок серьезно коррелировал с приходом этих денег, то сейчас картина совершенно иная: несмотря на то что с начала октября объем поступлений от нерезидентов составил около двух миллиардов гривен, рынок акций продолжает падать, наблюдается так называемая дивергенция или расхождение, когда накопившийся негатив влияет на рыночные настроения. Но с другой стороны, приток валюты говорит о том, что постепенно формируется некий запас ликвидного капитала, который будет стимулировать подъем.

Кстати, насколько вы разделяете опасения многих игроков рынка, что принятые изменения, касающиеся депозитарной системы и клиринга, станут фатальными?

— Я не вижу в законодательных новшествах ничего катастрофического. И та нормативная база, которая была раньше, и та, что принята недавно, и та, которая вступит в силу через год (речь о новом законе «Об институтах совместного инвестирования». — «Эксперт») работать нам не мешают. Разумеется, нюансы есть, но с ними вполне можно мириться.

Не в банке счастье

Насколько важную роль в работе КУА играет Райффайзен Банк Аваль?

— Благодаря нашему «материнскому» банку и его разветвленной сети мы получаем хорошее преимущество в продвижении инвестиционных продуктов. При этом мы делаем серьезный упор на обучение, у нас есть несколько мобильных менеджеров, которые проводят тренинги в регионах. Запуск Райффайзен Банком Аваль в прошлом и этом году премиум-сегмента стал серьезным фундаментальным сдвигом по работе с так называемым средним классом. Кстати, эти клиенты более всего интересуются среднесрочным (от двух лет) накоплением капитала.

То есть, можно сказать, что банковские КУА чувствуют себя более уверенно, чем те, которые продвигают свои продукты самостоятельно?

— Не совсем так. Разумеется, наличие банка — это хорошее подспорье. Но, с другой стороны, нужно понимать, что генерирует идеи и управляет активами не банк, а компания и ее менеджмент.

И насколько высок сейчас объем сбережений, которыеукраинцы готовы доверять фондам?

— Средний счет входящего инвестора — около 40 тысяч гривен, хотя в течение года он увеличивается до 80–100 тысяч гривен. Это среднеевропейская планка, где усредненные годовые суммы инвестирования составляют около восьми тысяч евро.

А какую доходность должен показывать фонд, чтобы стать интереснее того же депозита?

— Снова возьмем зарубежный опыт. Например, в Румынии по валютным фондам достаточно превышения над депозитными ставками на 0,25–0,5 процентных пункта. Хотя там налогообложение как дохода от инвестирования, так и полученного по депозитам — одинаковое. В Украине, по моим наблюдениям, фонды денежного рынка становятся интересными, перейдя отметку в 12 процентов выше доходности, которую обеспечивают банковские вклады. Но нужно снова-таки понимать, что задача инвестфонда — не обогнать депозит, а дать инвестору стабильную альтернативу заработка с минимальным риском.

II место

Алексей Сухоруков,
управляющий директор инвестиционной группы УНИВЕР:

— В условиях длительного снижения цен на акции всегда более выигрышно смотрятся консервативные фонды, которые, как правило, львиную долю активов держат в инструментах с фиксированной доходностью (депозиты, облигации). Видимо, по этой причине наш фонд «Михаил Грушевский» на фоне конкурентов выглядит очень неплохо: 50 процентов его активов находится в ОВГЗ, около 28 процентов — в муниципальных облигациях и 22 процента — на депозитах.

Мы выбрали именно валютные ОВГЗ, чтобы снизить назревшие риски девальвации гривни. И хотя на данный момент депозиты — более доходные источники заработка, к сожалению, есть определенные сложности инвестирования средств фондов в валютные депозиты. В целом же ситуация на рынке остается достаточно тяжелой. Вот уже два года подряд мы наблюдаем отток пайщиков. Чаще всего периоды активизации ухода инвесторов совпадают с сильными падениями рынка акций — это чисто психологическая закономерность.

В текущих условиях нет смысла запускать новые фонды. Это касается не только нас, но и других компаний по управлению активами. Мы планировали переформатировать наш единственный закрытый фонд, но я пока не уверен, что 2013 год — самый удачный период для этой идеи. Линейку открытых и интервальных фондов расширять тоже пока не планируем, так как попросту не во что инвестировать.

В целом же давать прогнозы на 2013 год невозможно, так как принятые в последние месяцы законы могут очень сильно повлиять и на инфраструктуру, и на структуру рынка. Если будет реализован официально объявленный подход к построению центрального депозитария, то рынок акций, ради которого центральный депозитарий в первую очередь и создается, ждет дальнейшая деградация. Но если всё-таки чиновники решатся на объединение Всеукраинского депозитария ценных бумаг и Нацдепозитария и откажутся от искусственно навязываемого Расчетного центра, то ситуация может как минимум стабилизироваться.

Что касается появления новых инвестиционных инструментов, то многое зависит от конкретных действий регуляторов. Например, если гособлигации останутся в депозитарии НБУ, то там не стОит ждать каких-либо качественных прорывов. А если их учет передадут в объединенный НДУ–ВДЦБ, то этот инструмент получит существенную подпитку ликвидности, станет более интересен и фондам, и частным инвесторам, и иностранным банкам.

Кроме того, в случае если будет принята обсуждаемая идея с акцизами на внебиржевые сделки, то это еще сильнее отпугнет иностранцев, а биржи заставит бороться не за рыночного инвестора, а за регистрацию сделок.

К сожалению, действующая власть предсказуема по своим целям, но всё чаще непредсказуема по методам их реализации. Ни текущие задачи власти, ни продемонстрированные методы их решения не будут способствовать развитию институтов совместного инвестирования. Если не рассматривать индустрию венчурных фондов, то подавляющее большинство управляющих компаний в Украине нерентабельны. Поэтому решение о нецелесообразности бизнеса любой из рыночных КУА и возможность ее ухода с рынка исключать нельзя.

III место 

Григорий Овчаренко,
генеральный директор КУА «ОТП Капитал»:

— На падающем рынке наилучшие возможности для заработка имеют так называемые absolute return investment funds. Это достаточно большая категория фондов, распространенных как в Европе, так и в США, которые в последние несколько лет показывают стабильный рост активов. Их стратегия предполагает достаточно гибкую структуру инвестирования, позволяющую быть прибыльными как на растущем, так и на падающем рынках (например, за счет своп-операций). В Украине реализация таких стратегий в силу законодательных особенностей ограничена, но к ним, в частности, можно отнести облигационные фонды, которые используют не только «перекосы» в доходности ценных бумаг, но и дополнительные инструменты для заработка, включая активный трейдинг.

Мы, со своей стороны, тоже планируем запустить подобный фонд до конца нынешнего года. Кроме того, по сходной стратегии у нас уже работает фонд «ОТП Динамичный». Например, если раньше он был больше ориентирован на рынок акций, то впоследствии мы приняли решение, что будем использовать другой подход, а именно динамичное изменение доли акций в портфеле и веса инструментов, обладающих более высоким потенциалом роста в зависимости от конъюнктуры рынка. Благодаря этому нам уже удалось добиться среднегодовой доходности упомянутого фонда более 20 процентов в 2012 году. Также в ближайшее время мы планируем запуск валютного фонда, который обеспечит не только хеджирование валютных рисков, но и конкурентную валютным депозитам доходность.

Однако если посмотреть результаты открытых фондов, то все ИСИ, которые входят в топ по доходности, — это фонды денежного рынка, которые, несмотря на рост депозитных ставок, остаются привлекательным инструментом для инвесторов. Так как они, помимо сравнимой доходности (особенно в периоды снижения процентов по депозитам, как это было в конце 2010-го — начале 2011 года. — «Эксперт»), обеспечивают высокую ликвидность вложенных ресурсов.

«ОТП Классический» — не исключение, и его положительная доходность обеспечена тем, что половину портфеля составляют государственные облигации (в том числе муниципальные), а вторую половину — депозиты и денежные средства, обеспечивающие стабильную прибыль практически в любых рыночных условиях. Результаты могли бы быть еще лучше, если бы законодательство давало возможность создавать классические фонды денежного рынка, которые имеют право сто процентов средств инвестировать в краткосрочные депозиты.

К слову, отдельные украинские фонды денежного рынка часть своих активов держат в корпоративных облигациях — это позволяет им демонстрировать более высокую доходность, чем та, которую обеспечивают депозиты или ОВГЗ. Тем не менее у нас корпоративных облигаций в портфеле нет, так как наш фонд направлен в первую очередь на сохранение капитала и минимизацию рисков.

Что касается привлечения инвесторов, то сейчас мы действительно не видим «массового покупателя». Но всё еще остается внушительный пласт инвесторов, которые, с одной стороны, не могут самостоятельно обеспечить эффективную работу своего портфеля, но с другой — стремятся добиться диверсификации и более высокой прибыльности вложений. При этом можно отметить, что наибольший приток средств наблюдается в фондах, обеспечивающих относительно стабильный доход даже в условиях, когда рынок находится в длительной стагнации.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 15.05.24
Кількість КУА279на 15.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 15.05.24
Кількість ІСІ1779на 15.05.24
Кількість НПФ*52на 15.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24