Кто владеет российским рынком ценных бумаг, и почему это важно?

10 серпня 2012
Екатерина Метелица, Slon.Ru, 09.08.2012

http://slon.ru/economics/kto_vladeet_rossiyskim_rynkom_tsennykh_bumag_i_pochemu_eto_vazhno-818220.xhtml

Основным игроком российского фондового рынка является государство. К такому выводу пришли аналитики «Тройки Диалог»: общая стоимость фондового рынка России в настоящее время составляет $749 млрд (или 40% от ожидаемого значения ВВП в 2012 году), при этом пакет акций государства составляет 30% от общего объема фонового рынка ($223 млрд). В свободном обращении сегодня только 27% ($205 млрд), 15% акций сосредоточено в руках олигархов, еще 14% – у бизнесменов. (Специалисты «Тройки Диалог» в своем обзоре разделили предпринимателей на олигархов и бизнесменов. Так, олигарх – это человек с большим состоянием и тесными политическими связями. К бизнесменам причислены не имеющие громкой биографии и известных связей в верхах, но находящиеся в российском списке Forbes.)

До мирового кризиса ситуация на российском фондовом рынке была иная: в мае 2008 года стоимость госпакета составляла $441 млрд (34%), в то время как в свободном обращении находилось 30% акций стоимостью $380 млрд. За четыре года стоимость активов государства снизилась на $218 млрд, за этот же период олигархи потеряли $52 млрд, а стоимость находящихся в свободном обращении акций упала на $175 млрд.

Источник: «Тройка Диалог»

Доля государства является преобладающей в нефтегазовых компаниях, предприятиях сектора ЖКХ  и финансовом секторе, в то же время оно имеет самый низкий процент присутствия в TMT (телеком, медиа, технологии), недвижимости (лишь 2% государственного владения) и металлургическом секторе (3%). Государство вообще не отражено в структуре собственности обрабатывающей промышленности, а также химической, потребительской и строительной отраслях.

Доля миноритарных акционеров (доля акций в свободном обращении) значительна почти во всех отраслях, но наиболее существенна – в потребительском (41%), металлургическом (21%) секторах и в обрабатывающей промышленности (18%). Олигархи владеют значительными долями в обрабатывающей промышленности (58%), добыче металла (55%) и удерживают долю чуть более 20% в химической промышленности, транспорте и строительстве. Бизнесменам принадлежит крупный пакет акций потребительского сектора (58%), недвижимости (51%) и химической промышленности(43%), в то же время они почти не присутствуют в финансовом секторе (2%) и сфере ЖКХ. Иностранные стратегические инвесторы присутствует в секторе ЖКХ (13%), ТМТ (12%) и нефтегазовой отрасли (7%).

Источник: «Тройка Диалог» 

Какое значение имеет, кто является собственником? На этот вопрос тоже ответили аналитики «Тройки Диалог»: они изучили основные показатели по секторам за 2006–2014 года. Компании, контролируемые иностранными стратегическими акционерами, как правило, имеют более высокую прибыль и более высокие дивиденды, в то время как контролируемые государством компании по-прежнему не используют возможности по повышению дивидендных выплат. Кроме того, компании, которые вынуждены конкурировать с государственными корпорациями, оказываются наиболее выгодными с точки зрения рентабельности, выплачивают самые высокие дивиденды.

Компании, принадлежащие миноритарным акционерам и бизнесменам, имеют самые высокие показатели стоимости компании к ее прибыли и к активам, но и самые большие долги (так же как и компании в собственности олигархов). В свою очередь, предприятия олигархов имеют довольно низкую прибыльность, но выплачивают дивиденды выше средних. Государственные корпорации характеризуются умеренной доходностью и низкими выплатами дивидендов.

Источник: «Тройка Диалог» 

Аналитики «Тройки Диалог» разделили предприятия и по степени свободы – здесь речь идет не столько о владении, сколько о том, насколько регулирует государство ту или иную отрасль. Выяснилось, что компании, которые работают в сферах, плотно регулируемых государством, наиболее успешны и выгодны, а также выплачивают самые высокие дивиденды. А полностью свободные компании, напротив, являются наименее выгодными, выплачивают самые низкие дивиденды и имеют самые большие долги. Получается, «свобода» противопоказана российским компаниям? Возможно такое объяснение. Но возможно и другое – государство стремится контролировать все, что приносит прибыль.  

Источник: «Тройка Диалог»

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 17.05.24
Кількість КУА279на 17.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 17.05.24
Кількість ІСІ1779на 17.05.24
Кількість НПФ*52на 17.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24