Хедж-фонды: Борьба за одеяло
http://investgazeta.net/politika-i-ekonomika/hedzh-fondy-borba-za-odejalo-158797/
Брюссель, Лондон и Вашингтон разошлись во мнениях относительно реформы регулирования деятельности хедж-фондов. Кто же окажется сильнее?
В первых числах апреля третий по величине хеджевый фонд Лондона BlueCrest Capital Management разослал инвесторам письмо, в котором говорилось, что центральный офис компании со всеми своими активами на $15,5 млрд. переезжает с 1-го апреля на остров Гернси - один из Нормандских островов. Впрочем, такая поспешность никого не удивила. Фирма попросту сбежала от нового ужесточенного британского регулирования, вступившего в силу всего пару дней спустя после «побега», туда, где ее уже не достанет Financial Services Authority - британское управление финансовых услуг. Впрочем, в новом офисе BlueCrest Capital Management в налоговом оффшоре осядет далеко не весь коллектив сотрудников. Там будут работать лишь те немногие, кому придется управлять зонтичной компанией, которая, в свою очередь, будет контролировать отдельных региональных менеджеров. В результате хеджевый фонд сможет и от британского сурового контроля избавиться, и в Лондоне продолжать работать. Схема не нова – по такому же сценарию уже работает крупнейший в Лондоне хеджевый фонд Brevan Howard. А ели учесть все обещанные Вашингтоном и Брюсселем изменения в регулировании этой отрасли, можно ожидать, что вскоре по подобной схеме заработают и многие другие хедж-фонды.
Уже второй год власти Евросоюза и США обсуждают реформу, которая изменила бы архитектуру мировой финансовой системы. В том числе – «укротила» бы хеджевые фонды, которые многими обвиняются в провоцировании нынешнего финансового кризиса, чрезмерной секретности и непрозрачности. Однако, несмотря на многочисленные намерения решать вопросы регулирования хеджевых фондов совместно и на международном уровне, Вашингтон и Брюссель взялись решать эту проблему по отдельности. Но проводить такие реформы в национальных масштабах, это сегодня все равно что давать гарантию неизбежности нового финансового кризиса из-за дисбалансов, вызванных разнородностью национальных регуляторных систем. Да и с точки зрения краткосрочных преимуществ массовая атака гораздо привлекательнее и эффективнее. При наступлении со всех сторон хеджевые фонды уже не смогут укрываться от новых регуляторных норм в других странах. А по мере сокращения числа оффшорных зон и вовсе будут играть по единым для всех правилам.
Свести к общему знаменателю
Весной прошлого года Европейская комиссия внесла предложения по регулированию деятельности хедж-фондов и фондов прямого инвестирования, которые были собраны воедино в пока еще черновом варианте документа под названием Alternative Investment Fund Managers Directive. Под его действие подпадают все компании, управляющие фондами альтернативного инвестирования, с активами под управлением на сумму свыше 100 млн. евро. Теперь на них будут накладываться жесткие ограничения в использовании заемных средств. При этом новое регулирование будет рассматривать как заемные средства и многие деривативы. Кроме того, фондам придется следовать нормативам по выделению капитала для покрытия возможных убытков, а также раскрывать регуляторам важную информацию о своей деятельности. Например, об объектах инвестиций, источниках и объемах заимствований для совершения операций и т.д. Также им придется заметно сократить размер бонусов, выплачиваемых топ-менеджменту. Более того, по замыслу Еврокомисии, фонды, базирующиеся за пределами ЕС, также должны будут соответствовать этим требованиям, чтобы иметь право осуществлять деятельность в регионе.
Но европейским властям с этим планом придется повременить. Сначала его реализации воспротивилась Великобритания, которая как крупный финансовый центр может существенно пострадать от введения новых правил. Ведь в Соединенном Королевстве сконцентрировано 80% европейских хеджевых фондов и 60% фондов прямого инвестирования, а в Лондоне работает большая часть неевропейских хедж-фондов, вообще функционирующих в Европе. Новые правила настолько ужесточат условия игры фондов, что те, скорее всего, предпочтут работать в оффшорах. Но Евросоюз не захотел пойти на компромисс, и тогда Лондон настоял на том, чтобы соглашения о регулировании деятельности хедж-фондов обсуждались на следующем заседании министров финансов группы G20. «Мы хотим достичь согласия в этом вопросе, но считаем, что необходимо еще проделать работу в рамках ЕС и G20, чтобы убедиться в существовании общего подхода, - сказал глава британского Госказначейства Алистер Дарлинг. – На заседании министров финансов группы G20 в апреле мы будем серьезно заниматься этой темой. Крайне важно, чтобы мы достигли согласия по такому важному вопросу в предстоящие месяцы». В Брюсселе же крайним сроком называют июнь, когда состоится очередная встреча министров финансов ЕС. Пока же переговоры между Брюсселем и Лондоном временно заморожены.
Но до июня времени на компромисс может не хватить, ведь возражения поступают и из других столиц. Прежде всего многие европейские страны стремятся к тому, чтобы им оставили больше свободы для регулирования деятельности зарубежных хедж-фондов на национальном уровне. Вдобавок инициативой Еврокомиссии недоволен и Вашингтон. С начала весны министр финансов США Тимоти Гейтнер разослал по этому поводу ряд писем – в марте еврокомиссару по внутренним рынкам ЕС Мишелю Барнье, а в начале апреля министрам финансов Великобритании, Германии, Испании и Франции. В последнем письме напоминалось, что обе стороны – и ЕС, и США – обещали «провести регулятивную реформу без дискриминации в отношении иностранных фирм». А предложенный европейскими лидерами план это соглашение нарушает. «Насколько я понимаю, проект является дискриминационным в отношении фондов и фондовых менеджеров из третьих стран и не дает им возможности доступа к единому рынку Европейского Союза. При этом используется подход деления по признаку наличия паспорта, и доступ на рынки получат исключительно европейские фонды и фондовые менеджеры», - заявил Гейтнер. Со своей стороны Соединенные Штаты как раз находятся в процессе разработки американского варианта реформы регулирования деятельности хедж-фондов в соответствии с международными соглашениями, достигнутыми в рамках заседаний G20.
Правда, реакция Брюсселя на претензии Вашингтона была не совсем однозначная. Сначала Мишель Барнье заявил, что регуляторы в Брюсселе не будут принимать указания ни из европейских столиц, ни «уж тем более не из Вашингтона». А затем еврокомиссар отправил Гейтнеру ответное письмо, в котором он заверил, что речь о дискриминации не идет. «Я уверен, что доступ на европейский единый рынок должен быть гарантирован менеджерам и фондам, размещенным в третьих странах, включая США, - написал Барнье, - при условии, что соблюдаются высокие стандарты прозрачности и безопасности». Одним словом, Брюссель пока не хочет делать и шага в сторону компромисса. Но, судя по настойчивости Лондона и Вашингтона, ему это сделать таки придется. Если не до июня, то по крайней мере в этом году.
Всього компаній-членів | 277 | на 11.05.25 |
Кількість КУА | 272 | на 11.05.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 11.05.25 |
Кількість ІСІ | 1848 | на 11.05.25 |
Кількість НПФ* | 49 | на 11.05.25 |
Кількість СК* | 1 | на 28.02.25 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 696 796 | на 28.02.25 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 415 | на 28.02.25 |