Инвестирование с убытком

18 січня 2012
СуперИнвестор, 10.01.2012

http://superinvestor.ru/archives/7552#more-7552

Вчера по всем информационным каналам прошла забавная новость: Германия разместила свои государственные облигации с отрицательной доходностью. То есть, инвесторы, давшие в долг свои деньги этой стране, по окончании срока действия облигаций получат меньше, чем вложили.

Это кажется странным, ведь смысл любого инвестирования как раз в том, чтобы «на выходе» получить больше денег, чем «на входе». А возможные убытки — это риск, а не запланированный результат.

Однако, никакой ошибки в новостях нет. Действительно, те, кто купил бонды Германии, через шесть месяцев (размещались «короткие» облигации) получат «доход» в размере минус 0,0122%. И, как ни странно, в этом есть определённый смысл.

Любые инвестиции характеризуются двумя главными параметрами: доходность и надёжность. Даже если инвестор явным образом об этом не задумывается, он всё равно сопоставляет ожидаемый (обещанный) доход от вложений и вероятность этот доход (и сами вложения) получить. Обычно инвестор задаёт сам себе некий минимально возможный (комфортный) для него уровень надёжности вложений, и из имеющихся на этом уровне вариантов выбирает самый доходный.

Скажем, если инвестор не верит в ценные бумаги (акции и облигации), и готов доверить свои деньги только банку, он может выбрать среди всех доступных ему банков тот, что даёт максимальную ставку по депозиту. В России надёжность всех банков, принимающих вклады, абсолютно одинакова (в пределах 700 тыс. рублей на вклад, включая проценты), поэтому на названия банков можно вообще не обращать внимания. Вероятность того, что проценты по вкладу будут выплачены вовремя, очень высока. Но и ставка, соответственно, едва покрывает инфляцию.

Другой инвестор готов пойти на больший риск: например, купить на бирже акции «солидных» компаний. В этом случае есть риск потерять часть денег, зато в случае благоприятного развития ситуации можно получить доход в десятки процентов годовых.

Наконец, самый рисковый инвестор во время острого кризиса скупает околодефолтные облигации, понимая, что риск потерять деньги крайне высок. В то же время, если повезёт, доходность таких вложений составит многие десятки, а то и сотни процентов.

Граница допустимого риска у каждого своя. Это же касается и финансовых посредников, которые работают с чужими или заёмными деньгами. Хеджфонды могут себе позволить очень рискованные операции, и инвесторы, доверяющие им свои деньги, это понимают. Случается, что такие фонды «заигрываются» и теряют деньги вкладчиков, но это – «правила игры», жаловаться тут бесполезно. В то же время, крупные пенсионные или просто представляющие себя «надёжными» инвестфонды обязаны в первую очередь заботиться о сохранности денег вкладчиков, и только потом — о доходе. Это же касается и банков.

Для таких фондов и банков сейчас тяжёлые времена. Абсолютно надёжных активов просто нет, а высоконадёжных — очень мало. Если уж крупные государства уровня Греции, Италии, Португалии и пр. в той или иной мере находятся в преддефолтном (а то и за-дефолтном) состоянии, то понятно, что вкладывать многие миллиарды евро и долларов почти некуда. Спрос на надёжные активы явно превышает предложение. К высоконадёжным вложениям в наши дни можно отнести инвестиции в государственные облигации считанного количества стран: Германии, Швейцарии, Дании, Нидерландов, США. За их облигациями инвесторы готовы «стоять в очереди» и покупать бумаги с нулевой доходностью — лишь бы потом более-менее гарантированно вернуть вложенные средства.

Со странами зоны евро — отдельная история. Сама эта валюта стоит на грани краха. И, хотя вероятность отмены евро довольно мала, она всё равно слишком велика для осторожных инвесторов. Но совсем избавиться от облигаций в евро всё равно невозможно — одни фонды по своим инвестдекларациям должны вкладываться в евро-активы, другим нужна диверсификация (а одними швейцарскими франками и датскими кронами сыт не будешь). У третьих есть обязательства в евро, и надо иметь запас этой валюты для срочных выплат, а в банке держать кэш опасно: сегодня этот банк есть, а завтра — нет.

Получается, что многим инвесторам приходится делать выбор: в какие именно евро-обязательства вкладывать ресурсы. При всей «единости» этой валюты есть существенная разница между, скажем, «немецким» евро и «португальским». Даже если с зоной евро или самой валютой что-то случится, то Германия наверняка не «кинет» инвесторов, а вот насчёт Италии, Испании, Франции или Португалии такой уверенности нет.

Получается, что при всём богатстве выбора активов, выраженных в единой европейской валюте, деваться консервативному инвестору особо некуда: хочешь — не хочешь, а придётся покупать немецкие бонды. Даже если это означает гарантированные небольшие потери (сто евро на миллион вложенных). Это всяко лучше, чем потерять десятки процентов на возможной «реструктуризации» некачественных евро-бондов.

Германия со своей стороны, наверное, могла бы предложить инвесторам такой объём облигаций, который бы удовлетворил весь имеющийся спрос, что вывело бы ставку на уровень выше нуля. Но у страны есть и свои интересы — если Германии необходимо занять 3,9 млрд евро, то она займёт ровно столько, даже если спрос в 1,8 раза выше, как вчера.

В почётный клуб стран, продающих облигации с отрицательной доходностью, помимо Германии входят Дания (минус 0,07-0,2%), Нидерланды (-0,007%) и Швейцария (до -1%). США иногда размещают выпуски облигаций с микроскопической положительной доходностью или даже с нулевой.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 17.05.24
Кількість КУА279на 17.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 17.05.24
Кількість ІСІ1779на 17.05.24
Кількість НПФ*52на 17.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24