Goldman Sachs: Агония вампира?

29 квітня 2010
"Инвестгазета", №16, 2010

http://investgazeta.net/kompanii-i-rynki/goldman-sachs-agonija-vampira-158883/

Что плохо для Goldman Sachs – плохо и для Wall Street. Но зато хорошо для реформаторов финансового регулирования

В детстве у Уоррена Баффетта произошла встреча с внушавшим ему благоговейный трепет Сидни Вайнбергом - легендарным главой Goldman Sachs. Встреча, пробудившая в нем пожизненную привязанность к этому банку. Сегодня из-за такого обожания наиболее могущественной фирмы на Wall Street, укрепившегося во время кризиса, суперинвестор оказался в меньшинстве. Причем в меньшинстве, которое еще быстрее тает после того, как 16 апреля Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку США (SEC) обвинила Goldman и одного из его сотрудников в мошенническом искажении данных о структурированных инструментах, привязанных к некачественной ипотеке. Гражданские иски один за другим оставляют вмятины на когда-то, казалось, неуязвимой ауре фирмы, бросают в дрожь Wall Street и, возможно, (и, вероятно, не случайно) изменяют основу регуляторной реформы.

В эпицентре событий – искусственно обеспеченные долговые обязательства (CDO), которые Goldman структурировал и размещал на рынке. Банк утверждал, что ценные бумаги, «связанные» вместе в CDO, называющиеся ABACUS, были выбраны независимым «менеджером по обеспечению» (ACA). SEC заявляет, что Goldman умолчал, что хеджевый фонд Paulson & Co, также приложивший руку к отбору бумаг, попавших на рынок, сделал ставку как раз на плохие показатели CDO. Поэтому он и отбирал бумаги, которые стали бы «бомбой». И они ею стали, обойдясь инвесторам, в том числе немецкому банку IKB и самому ACA, в $1 млрд. По мнению финрегулятора, вице-президент Goldman Фабрис Туре сбил ACA с толку, утверждая, что хедж-фонд являлся длинным инвестором.

Такие обвинения обычно идут вместе с объявлениями о заключении «мировой». Но стремление Goldman не прекращать бороться неудивительно, если вспомнить, что стоит на кону. Эти иски абсолютно не соответствуют ревностно охраняемому имиджу фирмы как образца честности. Goldman ведет себя как «долгоиграющая жадина», предпочитая упустить прибыль сегодня, чем отпугнуть клиентов.

Между тем аутсайдеры полагают, что кризис разоблачил этот фальшивый образ. Бытует мнение, что Goldman использовал свои привилегированные торговые позиции на рынках капитала для совершения двойных сделок, отдавая одним клиентам предпочтение перед другими. Говорят, что этот банк «втихаря» пытался получить прибыль на экономическом крахе. Ходят слухи, что он сделал свой вклад в глобальный финансовый кризис, помогая Греции и другим странам скрывать свой долг. И так далее. Пресса только накалила ситуацию, сравнив Goldman с вампиром со щупальцами, как у кальмара, и насмехаясь над главой банка Ллойдом Блэнкфайном, хотя и в шутку, что он делал «божью работу». В то же время инсайдеры признают, что обвинения в мошенничестве «раздуют пламя».

Впрочем, SEC еще предстоит доказать вину банка. Регулятор сам себе помог, сведя обвинение к непосредственно отказу открыть информацию. Но юристы говорят, что это азартная игра, где комиссия «сплитует» три к двум, решая продолжать игру или нет. Инвесторы вели себя изощренно (по крайней мере, на бумаге), а бумаги были незарегистрированные, снижая обязательства андеррайтера. Во многих случаях структурированные финансы – засекреченная территория для гражданских судебных процессов. Только месяц назад американский Департамент юстиции проиграл в резонансном правовом сражении с двумя менеджерами хедж-фондов Bear Stearns.

Пойдет Goldman на соглашение или нет (если нет, то судебное разбирательство может тянуться годами), денежные расходы ему по плечу. Имея $73 млрд. акционерного капитала, компания сможет пережить штрафы в несколько раз большие, чем потери инвесторов. Большее беспокойство вызывают опасения, что обширная клиентская база банка начнет терять веру в него. Пока они еще лояльны к Goldman. Ведь на прошлой неделе банк опубликовал великолепные результаты за первый квартал - $3,5 млрд. чистой прибыли, заработанной благодаря доходам трейдеров. Компания даже объявила о выкупе части акций.

Правда, как отмечает Майк Майо, аналитик из CLSA, Goldman грозит как минимум «риск газетных заголовков», а также дальнейшие расследования и различные события, отвлекающие от ведения бизнеса. Правление банка сейчас крепко стоит на стороне Блэнкфайна, но все равно, в конце концов, понадобится принести в жертву кого-то из топ-менеджеров. Особенно если проблемы фирмы с законом будут и далее усугубляться. Британское Управление финансовыми услугами (FSA) также начало расследование деятельности Goldman. А Фрнэнк Патной из юридической школы Университета Сан-Диего ожидает, вдобавок, поступления новых частных исков и даже группового иска, связанных с тем, что в прошлом году Goldman не проинформировал участников рынка о том, что получил уведомлении о расследовании. Теперь рассматривает варианты, что делать дальше, и банк IKB. Это финучреждение очутилось в таком же положении, как и страховая компания AIG, потерявшая целое состояние, предоставив Goldman кредитные гарантии по плохим CDO.

Но Goldman не одинок. Он был далеко не крупнейшим андеррайтером CDO в годы бума. Многие банки работали с хедж-фондами, которые хотели взять краткосрочные ссуды для финансирования долгосрочных операций с недвижимостью. SEC теперь тщательно проверяет и другие сделки. Стоит беспокоиться и рейтинговым агентствам, которые давали CDO такие абсурдно высокие рейтинги.

Важен также вопрос сроков для SEC. Решение атаковать главное страшилище Wall Street как раз в тот момент, когда Белый дом пытается пропихнуть финансовую реформу через Сенат, конечно, впечатляет. Но это «поднимает серьезный вопрос о независимости и беспристрастности комиссии», отмечает Даррелл Изза, топ-республиканец в Комитете по надзору Палаты представителей США.

Между тем дело Goldman Sachs может облегчить принятие драконовских законодательных инициатив вроде плана заставить банки отделить свои отделы по торговли свопами. В сочетании с более высокой стоимостью капитала для трейдинга и правилом Волкнера, запрещающего банкам торговлю ценными бумагами за счет собственных средств и инвестирование в хедж-фонды и фонды прямого инвестирования, эта мера тяжело ударит по бизнесу, работающему с рынками капитала. Goldman будет наиболее уязвим: 80% его чистых доходов за первый квартал были получены от торговли ценными бумагами и основных инвестиций.

Банкротство Goldman также станет бесполезным занятием. Эта компания пережила многие беды. У нее первоклассный риск-менеджмент и мегаумные сотрудники. Несмотря на весь неловкий PR этого банка, он смог решить свои проблемы с имиджем. Но теперь ему приходится защищаться, как в залах юридических судов, так и на суде общественного мнения. И как бы Goldman с этим ни справился, он может потащить за собою большую часть Wall Street.

Основні цифри
Всього компаній-членів277на 10.05.25
Кількість КУА272на 10.05.25
Кількість адміністраторів НПФ16на 10.05.25
Кількість ІСІ1848на 10.05.25
Кількість НПФ*49на 10.05.25
Кількість СК*1на 28.02.25
Активи в управлінні КУА, млн грн696 796на 28.02.25
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 415на 28.02.25