Друг гораCIO

14 лютого 2011
"Бизнес", №7, 2011

http://www.business.ua/articles/economic_policy/Drug_goraCIO-11328/

Один из богатейших бизнесменов страны Дмитрий Фирташ рвется возглавить инновационное развитие в Украине. Необычную для себя ниву владелец холдинга Group DF (для непосвященных: DF означает Dmitry FirtashРед.) принялся осваивать настолько стремительно, что разом отодвинул в тень знатного украинского инноватора, академика НАН Украины Владимира Семиноженко, который сейчас возглавляет Госагентство по вопросам науки, инноваций и информации. Именно это ведомство Кабинет министров назначил “специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности”.

За зубодробительной канцелярской формулировкой скрывается очень привлекательная суть — в Госбюджете на 2011 г. для финансирования инновационных программ предусмотрено 9,2 млрд грн.

Предприятия, чьи проекты будут признаны инновационными, не только получат доступ к прямому бюджетному финансированию, но и смогут рассчитывать на кое-какие налоговые и таможенные льготы. Во всяком случае, выбить себе такие преференции они смогут, ссылаясь на зарубежный опыт.

В прорыв

В начале февраля Дмитрий Фирташ прибыл в Харьков на мероприятие с трудно произносимым названием — Расширенное заседание Президиума совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне, Президиума Совета Федерации работодателей Украины и Ассоциации ректоров высших технических заведений Украины, которое было посвящено перспективам инновационно-инвестиционного развития страны.

Характерно, что среди участников не было “профильного” — Владимира Семиноженко, для которого Харьков не просто родной город: здесь расположено его детище — научно-технологический комплекс “Институт монокристаллов НАНУ”.

В Харькове Дмитрий Фирташ посетил Национальный технический университет “Харьковский политехнический институт” (ХПИ), пообещал принять на практику 70 студентов этого вуза с последующим их трудоустройством.

Аналогичную программу Дмитрий Фирташ уже реализовал в Национальном техническом университете “Киевский политехнический институт” (КПИ) в середине декабря прошлого года.

Но главное — другое. Из города, который привык гордиться своей научной и инженерной школой, из города, в вузах которого сейчас учатся 300 тыс.студентов, из города, в котором находится “Институт монокристаллов”, — Дмитрий Фирташ со товарищи (т.е. вместе с объединением работодателей и Ассоциацией ректоров технических учебных заведений) шлет руководству страны инициативу: провести в I квартале 2011 г. Всеукраинское совещание “Инвестиционное развитие Украины через объединение возможностей власти, бизнеса, образования и науки”.

Удивительно, но всего полгода назад Дмитрий Фирташ мало интересовался инновациями. Как стало известно БИЗНЕСу, когда в начале сентября 2010 г. Дмитрий Васильевич покупал “Стирол” (г.Горловка, Донецкая обл.; с 1936 г.; 12 тыс.чел.), то себе взял только линии по производству минеральных удобрений.

Что же касается таких модерновых подразделений концерна, как “Стирол­биотех” (производство лизино-протеиновых кормовых добавок и аминокислот), “Фармация” и “Стиролбиофарм” (производство лекарственных препаратов), а также “СтиролСофт” (создание программных продуктов и аппаратных средств), то их вывели за рамки сделки.

“Это непрофильные активы”, — коротко объяснили в пресс-службе Group DF. Отдельно надо отметить, что покупку “Стирола” г-н Фирташ оформил лично на себя как на физлицо.

У семи нянек

Первым развивать благодатную тему инноваций начал еще в сентябре 2010 г. вице-премьер Сергей Тигипко. Для этого была создана неправительственная структура, которую возглавил предприниматель Александр Кардаков, мажоритарный акционер группы “Октава” (г.Киев; состоит из трех управляющих компаний в сфере IT; с 2009 г.; 38 чел.). Последний предложил ряд инновационных решений в знакомой ему сфере.

Следующим свой интерес к инновациям обозначил глава Кабмина Николай Азаров, предложив построить ламповый заводик. В ноябре 2010 г. Николай Янович на заседании правительства заявил: “Давайте мы в течение двух лет выделим определенные ресурсы и освоим в Украине производство светодиодной техники”.

Предложение не было спонтанным — премьер объяснил, что все просчитал. Оказывается, новый завод можно будет сразу же обеспечить заказами со стороны бюджетных организаций, где потребуется заменить лампы накаливания на светодиодные.

По словам премьера, это позволит обеспечить экономию более чем 30% средств, которые сейчас расходуются на освещение. Может быть, определенную роль тогда сыграло и то, что яркую инновационную идею поддержал Владимир Семиноженко. Но уже через месяц в круг людей, озадаченных проблемами инноваций, вторгся новый человек.

Самое забавное, что люди, прежде интенсивно интересовавшиеся инновациями и активно контактирующие с общественностью, вдруг начали играть в молчанку и делать вид, что государственные деньги им вовсе ни к чему.

Так, в Харькове президент АО “УПЭК” (г.Харьков; с 1995 г.; 8 тыс.чел.) Анатолий Гиршфельд, один из основных участников Харьковского инновационного форума, в ответ на вопрос БИЗНЕСа, для чего ему государственные инвестиции в инновации, ответил, что у него на инновации и своих денег хватает.

Едва ли не главный специалист Украины по инновациям Владимир Семиноженко в пятницу утром, 11 февраля, был готов ответить на вопросы БИЗНЕСа об особенностях нынешнего этапа инновационной политики в Украине, но к вечеру сказался сильно занятым и так и не нашел свободной минутки. Господин Кардаков тоже, наверное, решил, что молчание золото, и поэтому, вероятно, запрос БИЗНЕСа оставил без ответа.

Не стоит забывать, что в сентябре 2010 г. одна из общественных структур, учредителем которой является Ринат Ахметов, провела публичные дебаты по вопросу необходимости госфинансирования инновационной политики.

Участники дебатов пришли к однозначному выводу — без государственных денег у инновационной деятельности нет будущего. В следующие полгода структуры, близкие к крупнейшему предпринимателю Украины, интереса к государственной инновационной политике не проявляли.

В общем, по странному стечению обстоятельств, к настоящему времени интерес большинства крупных отечественных бизнес-групп к новым технологиям вдруг охладел.

Внимание. Важно

Развитие инновационной сферы — один из основных разделов Программы экономических реформ, выполнение которой контролирует лично Президент Украины Виктор Янукович. Надо отметить, что у российского президента Дмитрия Медведева есть свой инвестпроект “Сколково”, управлять которым специально приставлен бизнесмен Виктор Вексельберг.

БИЗНЕС уже отмечал (см. №5 от 31.01.11 г., стр.14-18) пристальное президентское внимание к реализации Программы реформ. По графику реформ, с 2011 г. начинается второй этап в развитии “инновационной сферы”. Отбросив лирику, перейдем к самому важному пункту, который в Программе стоит последним: на втором этапе предусмотрено “увеличение бюджетного финансирования… инновационной деятельности”.

Особую прелесть формулировке придает неопределенность того, что же, собственно, считать инновацией. Вот как данный термин представлен в Законе “Об инновационной деятельности”: “Инновации — вновь созданные, примененные и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы”. Согласно этой формулировке, инновацией можно признать куриные окорочка в новой упаковке.

Кто станет главным инноватором страны, станет известно скоро — в течение ближайших полутора месяцев, после проведения инициированного в Харькове Всеукраинского совещания.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 06.05.24
Кількість КУА279на 06.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 06.05.24
Кількість ІСІ1779на 06.05.24
Кількість НПФ*52на 06.05.24
Кількість СК*1на 29.02.24
Активи в управлінні КУА, млн грн615 069на 29.02.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 875на 29.02.24