Дранг нах Остен*
http://investgazeta.net/finansy/drang-nah-osten-158880/
Крупнейшие мировые фондовые биржи не хотят мириться с успехом Лондонской или Варшавской площадок, имеющих чуть ли не эксклюзивную возможность размещать украинские акции за пределами Украины. Первой тенденцию решила переломить Франкфуртская фондовая биржа
*Drang nach Osten («Натиск на Восток») - возникшая еще в раннем средневековье германская экспансионистская концепция
В самом центре Франкфурта возвышаются с десяток ультрасовременных зданий. Это визитная карточка города, так называемый Bankenviertel (банковский квартал), или, как говорят немцы на британский манер, франкфуртский Сити, в котором сконцентрировано больше небоскребов, чем во всей Германии вместе взятой. Именно здесь находятся офисы крупнейших финансовых институций мира. Благодаря финансовому кварталу и необычайно высокой концентрации здесь банковских сотрудников, Франкфурт получил два своих прозвища – «Банкфурт» и «Майнхэттен» (то есть «Манхэттен на Майне»).
Среди кривых улочек-ущельев и небоскребов из стекла, налепленных как соты, один адрес для многих в континентальной Европе является каноническим – Берзенштрассе, 1. Здесь в здании Торгово-промышленной палаты с 1879 года размещается крупнейшая в Европе Франкфуртская фондовая биржа (ФФБ).
Впрочем, сама биржа контрастирует со стеклянным миром лишь внешне – внутри это ультрасовременное здание, которое выглядит как классический финансовый институт. Здесь нет праздной суеты, столь характерной для многих международных организаций. Служащие банка - народ солидный и одет исключительно в темные костюмы и при галстуках. Одним словом, финансисты. Чинную атмосферу в коридорах ФФБ нарушали только рабочие, которые передвигали офисную мебель, придавая праздничный лоск: в этом году бирже исполняется 425 лет с даты основания. А это на 207 лет раньше, чем когда 24-мя брокерами было подписано Баттонвудское соглашение об учреждении Нью-Йоркской фондовой биржи.
Современная биржа уже мало чем напоминает классическую площадку, когда в биржевом зале, или так называемой яме, имели право находиться только члены биржи, приглашенные ими лица и персонал. Брокеры и трейдеры располагались по периметру ямы, вокруг - служащие биржи, фиксирующие информацию о ходе торгов. Приказ клиента на покупку или продажу принимался клерком соответствующей фирмы и передавался брокеру в яму. Заключенная сделка регистрировалась маклером и отображалась на табло. И поскольку сделок, как правило, одновременно совершалось много, шум стоял невообразимый. Но классических площадок, где бы по старинке торговали вживую, в мире не осталось. За одним исключением: Нью-Йоркской фондовой биржи. Причем не по причине технической отсталости и не из-за ностальгии по славному прошлому, а вследствие желания биржевых акул с Уолл-стрит сохранить монополию на право участвовать в торгах.
На ФФБ все иначе. Она не стала исключением из мировых тенденций, и все страсти из торгового зала ФФБ в ноябре 1997 года ушли в электронную систему Xetra и через специальные шлюзы - в интернет. И сегодня сердце современной Франкфуртской биржи располагается уже не в торговом зале, а в вычислительном центре. А торгуют здесь все, кто хочет. Торги в зале – дело рук исключительно лид-брокеров, которые, сидя в боксах, собирают заявки клиентов в регистрационном журнале и устанавливают с учетом спроса и предложения биржевые цены.
Но центром биржевой торговли в Европе биржа стала не сразу. Проект, когда Франкфурт стал финансовым центром, был реализован относительно недавно. Немецкие компании раньше также были малооткрытыми и не любили, что называется, разговаривать с рынком. Еще в конце 80-х - начале 90-х годов большое количество немецких компаний размещали акции на Лондонской бирже. И тогда важным шагом стало создание во Франкфурте современной фондовой инфраструктуры. Сперва появилась деривативная биржа. Позднее был создан холдинг Deutsche Boerse AG, в который сегодня входят Франкфуртская фондовая биржа, Eurex - крупнейшая деривативная биржа мира - и расчетно-депозитарная компания Clearstream. Наконец, пришлось менять ментальность предпринимателей и инвесторов, убеждая детей уже со школьной скамьи в необходимости существования фондового рынка. А компаниям демонстрировали преимущества открытости по отношению к инвесторам.
Позже биржа обзавелась и своей собственной «профессиональной геральдикой». Дело в том, что во всем мире символами фондовой биржи считаются бык и медведь. «Быками» называют тех трейдеров, которые играют на повышение курса, «медведями» - тех, кто добывает свою маржу на понижении. Практически все фондовые площадки в мире уже обзавелись соответствующими скульптурными изображениями. Не стала исключением и Франкфуртская. Но в отличие от своих коллег, здесь поставили и быка и не пренебрегли медведем, считающимся суеверными торговцами негативным символом, который давит на индекс.
Украинский десант
По итогам 2009 года прибыль Deutsche Boerse упала на 52% - до $1,47 млрд. Выручка за отчетный период снизилась на 16% - до $3,38 млрд. Прибыль биржевого оператора до налогообложения уменьшилась на 58% - до $877,8 млн. Главная причина снижения финансовых показателей европейских торговых площадок – переход торгов по наиболее ликвидным бумагам на другие площадки, и в первую очередь в Китай. Этот тренд четко прослеживается и в статистике по IPO в мире. Рынок первичных размещений начал оживать лишь во втором полугодии прошлого года. Основными факторами роста стали сделки азиатских и южноамериканских компаний. По подсчетам аналитиков Ernst & Young, в результате листинга компании этих двух регионов с начала года привлекли $68,6 млрд., что составляет 72% от совокупного объема сделок IPO.
Согласно представленной статистике, на долю европейских IPO пришлось всего 10% от общего числа мировых публичных размещений, их объем составил $5 млрд. В прошлом году этот показатель равнялся 22%. 38% мирового рынка IPO пришлись на Северную Америку, а оставшиеся 40% – на азиатские площадки. В итоге по объему привлеченного капитала на сегодняшний день лидируют Гонконгская и Шанхайская фондовые биржи, которым по итогам 2009 года удалось привлечь $17,7 млрд. и $16,1 млрд. соответственно.
Поэтому своей главной цели немцы не скрывают: Франкфуртская фондовая биржа намерена заинтересовать своей площадкой украинские компании, планирующие IPO. В интервью «Инвестгазете» вице-президент Deutsche Boerse по работе с эмитентами и инвесторами Штефан Хефер раскрыл секрет, как Франкфурт собирается переманивать украинскую клиентуру у Лондона и Варшавы. «Ликвидность… ликвидность… и ликвидность», – повторяет Хефер. Непревзойденная ликвидность – главный аргумент Франкфурта. «Во-первых, Франкфуртская биржа предлагает доступ к более чем 4700 дилерам, использующим электронную систему Deutsche Boerse Xetra. А это доступ к глобальному пулу инвесторов. Во-вторых, при размещении в одном из трех биржевых стандартов компания попадает в один из 18 существующих на бирже секторальных индексов, что является ключевым фактором успеха для компаний, рассматривающих возможность IPO, поскольку большинство инвесторов рассматривают объекты для инвестирования по секторам. И, в-третьих, это структура инвесторов: более 64% объема торгов делают международные инвесторы», – объясняет Штефан Хефер.
Еще одним аргументом менеджмент биржи называет стоимость выхода на рынок. Затраты на размещение среди главных рынков Euronext, NYSE и Deutsche Boerse составляют наименьшую общую стоимость первичного размещения по сравнению с их конкурентами. Такая же ситуация и на альтернативных рынках. Сегмент AIM на Лондонской фондовой бирже и сегмент GEM (рынок роста предпринимательства) в Гонконге (HKSE) отстают от сегмента Alternext на Euronext и Entry Standard на Deutsche Boerse. Средние IPO-издержки в целом составляли 7,6% брутто-дохода от реализации на Euronext, 7,7% на NYSE, 8,3% на Deutsche Boerse, 9,5% на NASDAQ, 12,6% на LSE и 14,6% на Hong Kong Stock Exchange.
Это касается и цены вступительного взноса. Среди шести крупнейших бирж Deutsche Boerse является самой выгодной биржей для компаний всех размеров. К тому на сегодняшний день на бирже существуют три основных стандарта листинга: Entry Standard (неофициальный регулируемый рынок, быстрый и эффективный с точки зрения затрат доступ на рынок капиталов с минимальными формальными требованиями); General Standard (общий стандарт, который подходит компаниям, желающим привлечь немецких инвесторов и выбирающих листинг, который требует минимальных затрат) и Prime Standard (первоклассный стандарт для эмитентов, которые хотят соответствовать информационным потребностям международных инвесторов). Если говорить об украинском участии, то первым на Deutsche Boerse в апреле 2005 года стал котироваться «Галнафтогаз». Сегодня в листинге биржи значатся двенадцать украинских компаний.
Агрессивная стратегия такого крупного игрока, как Deutsche Boerse, на украинском рынке уже само по себе событие. И, по мнению многих инвестбанкиров, при желании она может довольно быстро потеснить нынешних лидеров, предоставляющих доступ к рынку капиталов для украинских компаний. «Возможности у Франкфуртской фондовой биржи огромные. В отличие от других площадок, она может предложить ликвидность, дешевые ресурсы и лучший сервис, предоставляя возможность торговли на рынке деривативов и весь спектр клиринговых, депозитарных и расчетных услуг, которые влечет за собой торговля ценными бумагами», — делится своими соображениями топ-менеджер крупного инвестбанка. Единственное, что может ограничивать ФФБ в Украине, – это ее собственная стратегия. Немцы действительно никуда не торопятся, живя по принципу «бережливость, трудолюбие и осмотрительность при делах и вложениях». Впрочем, они и не отрицают, что проиграли маркетинговую войну Лондону и Варшаве.
Всього компаній-членів | 277 | на 10.05.25 |
Кількість КУА | 272 | на 10.05.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 10.05.25 |
Кількість ІСІ | 1848 | на 10.05.25 |
Кількість НПФ* | 49 | на 10.05.25 |
Кількість СК* | 1 | на 28.02.25 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 696 796 | на 28.02.25 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 415 | на 28.02.25 |