Бумажное недовозмещение
http://www.expert.ua/articles/7/0/7813/
Выпуская НДС-облигации с крайне низкой доходностью, государство рискует недосчитаться поступлений в бюджет
Срок подачи заявок на возмещение НДС путем конвертации долга в специальные облигации истекает 25 июня. Выпуск НДС-облигаций — первоочередная тактическая задача налоговой политики власти, о чем прямым текстом сказано в программе реформ президента Виктора Януковича. Эмиссия ценных бумаг и расчет по налоговому долгу с экспортерами должны стать одними из главных достижений правительства Николая Азарова до конца года. Ключевые параметры этого документа рынок ценных бумаг активно обсуждает более месяца. Срок обращения таких облигаций составит пять лет, номинал — тысяча гривен, доходность — 5,5% годовых. Каждые шесть месяцев вместе с купоном будет погашаться 10% номинальной стоимости облигаций. Генеральным агентом по обслуживанию обращения НДС-облигаций, выплате дохода по ним и погашению данных бумаг выступит Национальный банк, а банками-операторами процесса — Ощадбанк и Укрэксимбанк.
Невнятная ставка
«Предприятия в моем городе восприняли идею выпуска НДС-облигаций без энтузиазма, однако изучают детали правительственного постановления. Многие руководители утверждают, что в предыдущую кампанию по выпуску этих бумаг им удалось вернуть далеко не полную сумму долга, поскольку посредники выставляли очень высокий дисконт», — рассказывает «Эксперту» мэр Кременчуга (Полтавская область) Николай Глухов. По его словам, задолженность по возмещению НДС только у Крюковского вагоностроительного завода составляет около 200 млн гривен. Причем в прошлый раз (с подачи Николая Азарова НДС-облигации уже выпускались в 2004-м) дисконт для этого предприятия превысил 30%.
Для прошлой эмиссии максимальная купонная ставка составляла 14,4% (120% учетной ставки НБУ), причем в определенные периоды доходность НДС-облигаций была выше доходности стандартных ОВГЗ. Теперь доходность облигаций гораздо ниже, чем рыночные ставки, а потребность компаний в живых деньгах намного больше, поэтому очевидно, что дисконт будет высоким.
По информации «Эксперта», общий объем эмиссии составит около 24 млрд гривен (многолетний долг, накопленный к 1 мая). Но облигации будут поступать на рынок каждый месяц траншами по два-три миллиарда гривен. Несмотря на заниженную ставку доходности, облигационный рынок оживился в предвкушении выпуска новых ценных бумаг. Предприятия столкнутся с дилеммой: продать облигации сразу, с большим дисконтом, либо подождать до конца года. «Мы видим возможность заработка для банков и инвестиционных компаний, которые со значительным дисконтом будут скупать бумаги у экспортеров для дальнейшей перепродажи. Новое предложение — слишком велико для украинского рынка (фактически равное текущему объему внутреннего рынка облигаций Украины), и оно обвалит цены даже в случае поступления бумаг несколькими траншами. По нашим оценкам, чтобы абсорбировать предложение в 24 млрд гривен, дисконт по НДС-облигациям должен находиться на уровне 25–30 процентов», — считает старший финансовый аналитик инвестиционной компании Astrum Investment Management Сергей Фурса.
Основными покупателями НДС-облигаций станут нерезиденты, банки и инвесткомпании. «Инвесторы, обладающие свободными денежными ресурсами, смогут заработать на операциях с НДС-облигациями сверхприбыль. Нерезиденты обладают длинными и дешевыми средствами, а у банков сейчас избыточная ликвидность. При этом инвестирование в реальную экономику сопряжено с большими рисками, тогда как ставка на государственные ценные бумаги менее рискованна. Во время прошлой кампании дисконты по НДС-облигациям иногда достигали 40–50 процентов. Сейчас, с учетом низкого процента доходности и большого объема выпущенных бумаг, существует вероятность, что ”скидки” при продаже НДС-облигаций могут достигнуть 30–40 процентов, а в отдельных случаях и 50–60 процентов», — убежден директор аудиторской фирмы «Пруденс» Станислав Комчадалов. По словам заместителя гендиректора Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Сергея Матвиенкова, его предприятие вопреки низкой ставке доходности и высокому риску потерь при дисконте готовится конвертировать долг в ценные бумаги. «Выбора всё равно нет. Вместе с бумагами мы будем требовать гарантии вовремя возмещать НДС будущих периодов. Возможно, мы сможем оформить кредит под эти бумаги», — надеется он.
Кому и почем
Предприятия будут по-разному распоряжаться НДС-облигациями. Первый путь — наименьшего сопротивления. Предприятие-экспортер, перед которым у государства есть задолженность по НДС, трансформирует ее в облигации, а после хранит бумаги на спецсчетах. Таким образом, правительство амортизирует долг, в течение пяти лет выплачивая купонный доход по ценным бумагам, постепенно их погашая. Однако этот вариант подходит для тех предприятий, у которых нет проблем с ликвидностью. «Для многих экспортеров это — не самый выгодный расклад. Невозмещенным НДС правительство изъяло часть оборотных средств предприятий. Пополнить их можно за счет банковских кредитов. Текущая ставка, к примеру, ВТБ Банка и Укрэксимбанка по кредитам на пополнение оборотных средств составляет 23 процента. Доходность ОВГЗ — 5,5 процента, а значит, разница ставок составляет 17,5 процентных пункта. В масштабах страны прямые убытки предприятий, которым бюджет должен возместить НДС, составят 3,6 миллиарда гривен в год», — говорит генеральный директор аналитического центра БЭСТ Валерий Гладкий.
Предприятие также может задействовать в схеме дружественный банк. Такая схема идеально работает, когда, к примеру, у предприятия и банка один и тот же совладелец. При такой модели дружественный банк выкупает у предприятия облигации исходя из личных договоренностей и по нерыночным ценам, то есть либо вообще без дисконта, если центр прибыли — предприятие, либо с максимальным дисконтом, если центром прибыли является банк. Предприятие получает деньги, а банк — ценные бумаги, которые может либо продать, либо хранить у себя на счетах.
При этом не стоит недооценивать НДС-облигации: потенциальный спрос со стороны коммерческих банков на эти бумаги достаточно большой. Опрошенные «Экспертом» банкиры в один голос называют НДС-облигации сверхпривлекательным инструментом. «Дилерам было бы интересно продать эти бумаги нерезидентам. Всё зависит от того, какие у банка будут лимиты на их закупку. Сейчас у нас лимиты забиты на ОВГЗ, наш банк может и будет покупать себе портфель этих бумаг, но не такое большое количество, как хотелось бы думать. Возможно, речь идет о сумме до 100 миллионов гривен. После будем продавать НДС-облигации с дисконтом другим инвесторам. Исходя из прошлой истории НДС-облигаций 2004 года, этот инструмент инвестирования может оказаться достаточно интересным», — отмечает председатель правления УкрСиббанка Сергей Наумов. По мнению члена правления Проминвестбанка Владислава Кравца, НДС-облигации становятся сверхпривлекательными для инвесторов после того, как дисконт по ним перешагнет за 18%. «При таком дисконте НДС-облигации будут интересны всем, в том числе нерезидентам и украинским банкам. Они заинтересуют и сами предприятия, банки смогут кредитовать их под эти бумаги. Впоследствии под эти бумаги можно будет получить рефинансирование Национального банка. Номинальная доходность в 5,5 процента не имеет значения, всё регулируется дисконтом, но спрос на НДС-облигации будет очень высок», — говорит Кравец.
Еще одна схема — когда предприятие получает НДС-облигации и продает их на нерыночных условиях (с очень высоким дисконтом) банку, который контактирует с фискальными органами. Как правило, это связано с проблемным НДС. К примеру, если предприятие претендует на возмещение НДС по решению суда, а налоговая администрация не торопится проводить проверку и, соответственно, налоговый инспектор не спешит ставить его заявку в реестр на получение облигаций до тех пор, пока не будет достигнута договоренность о продаже облигаций банку. После этого банк, дружественный налоговым чиновникам, продает эти облигации на открытом рынке. Кстати, многие участники рынка характерным назвали назначение на должность председателя Укргазбанка опытного налоговика, бывшего руководителя Государственной налоговой администрации Анатолия Брезвина, в обязанности которого негласно входит сопровождение выпуска НДС-облигаций.
Третья схема использования НДС-облигаций приемлема для крупных экспортеров, у которых есть доступ к зарубежным кредитам, дружественный банк и торговцы ценными бумагами. Такие предприятия, получив НДС-облигации, могут продавать и покупать их на открытом рынке, зарабатывая на изменениях дисконтов.
Кто раньше
«Кампания обещает быть оживленной. Если бы государство задолжало мне НДС, я конвертировал бы этот долг в бумаги. Это лучше, чем ничего. К тому же я понимаю, что это ликвидная бумага, погашение которой гарантировано государством. Я думаю, что дисконт по этой бумаге должен колебаться в пределах 20–25 процентов. Такой дисконт будет приемлемым для экспортеров. Кто первый получит возмещение, тот продаст бумаги с меньшим дисконтом. Правда, у меня нет ответа на вопрос: кто первый в длинной очереди, и у всех ли будет одинаковый доступ к этим бумагам», — размышляет Дмитрий Святаш, почетный президент корпорации АИС и народный депутат от Партии регионов.
Порционный выпуск ценных бумаг и очередность экспортеров, желающих раньше других конвертировать долг в бумаги, — на руку юристам и финансистам. Эмиссия траншами сыграет в пользу предприятий, которые переведут долг государства в ОВГЗ раньше и оперативно продадут их с дисконтом ради сохранения ликвидности. По мере увеличения объема вторичного рынка НДС-облигаций рост дисконта неминуем. В такой ситуации всё будет зависеть от решений менеджмента банка-агента по размещению ОВГЗ и чиновников ГНАУ, выдающих справки по задолженности, которые будут формировать очередь экспортеров: кто и когда получит НДС-облигации. Срок имеет решающее значение. По формату эта эмиссионная кампания мало чем отличается от погашения задолженности по выплате компенсаций перед вкладчиками Сбербанка СССР: «Юлина тысяча» досталась далеко не всем, а лишь тем, кто первым оказался в очереди. Таким образом, обещание экс-премьера на протяжении двух лет погасить обязательства государства по выплатам обесцененных сбережений граждан так и осталась предвыборным лозунгом: выплаты 2008–2010 годов составили только 5,5% необходимого объема, многие так и не успели получить по тысяче гривен из своих советских вкладов.
«Я думаю, всё-таки торопиться незачем. Облигации необходимо временно придержать, чтобы установился рынок их котировок. Я не сбрасывал бы эти бумаги моментально на рынок: первые покупки, как правило, спекулятивные и предполагают большой дисконт. Дисконт в 40 процентов — это гораздо больше, чем откаты при получении возмещения НДС, которые доходили до 30 процентов. Это продуманный расчет спекулянтов, поскольку у экспортеров выбор невелик: или не получить ничего, или получить бумагу, неполноценный заменитель денег, который они хотя бы могут продать за какие-то деньги. Ведь с марта месяца НДС возмещают минимальными порциями и в ручном режиме», — говорит бывший заместитель председателя Государственной налоговой администрации, народный депутат от БЮТ Сергей Власенко.
Он не исключает, что выпуск НДС-облигаций, в результате которого экспортеры так или иначе потеряют миллиарды гривен, реанимирует популярную в начале 2000-х схему с «непрофильным» экспортом. «Экспортеры начнут торговать своим кредитом по НДС. Существует миллион вариантов, как можно это сделать технически. Имея большие налоговые обязательства по НДС, предприятие захочет получить право на налоговый кредит по этому налогу. Предприятие с заявкой на возмещение, сколько бы оно ни набрало обязательств, не будет иметь НДС к платежу, поскольку кредит всё равно будет больше, нежели обязательство. Параллельно у кого-то на рынке будет иная ситуация, большой к платежу НДС. Разве я не найду возможность поделиться своим кредитом? Найду. Да, это — серая операция, но вынужденная, для тех, кто не может получить возмещение НДС от государства, а также для тех, кому срочно нужен кредит», — объясняет Власенко.
Раньше, когда существовали налоговые векселя, экспортеры объединялись с импортерами. К примеру, ранее импортеры нефти заодно занимались экспортом спирта, погашая обязательства перед государством по НДС, возникающие при импорте, обязательствами государства, возникающими при экспорте. Сейчас эта схема невозможна и экспортеры вынуждены объединиться с предприятиями, ориентированными на работу на внутреннем рынке. Например, многие зернотрейдеры предпочитают экспортировать зерно не напрямую, а через своих партнеров — водочные или пивные заводы. При этом пивовары или водочники продают за рубеж ровно столько ячменя или пшеницы, чтобы суммы НДС к возмещению от экспортных операций были равны обязательствам по уплате НДС при продажах на внутреннем рынке. А если правительство возобновит налоговые векселя, на чем настаивает ГНАУ, то объем таких зачетных схем вырастет на порядок. В результате желание Николая Азарова сэкономить на экспортерах за счет низкой ставки доходности по НДС-облигациям приведет к снижению поступлений в бюджет уже к концу это года. Экспортеры, потеряв на дисконтах, будут стремиться возместить свои потери всеми доступными методами.
Условное возмещение
Александр Кирш,
шеф-редактор журнала «Бухгалтер»:
— Эмиссия НДС-облигаций — условное решение проблемы возмещения налога. Предприятия готовы идти на сделку с государством и конвертировать долг в бумаги, хотя такая компенсация будет неполноценной. Во-первых, проценты по облигациям небольшие, во-вторых, нет гарантий погашения этих облигаций.
У предприятий есть возможность избежать отрицательного сальдо по НДС, а значит, и необходимости в возмещении. Например, некоторые умные экспортеры искусственно устанавливали нулевую ставку налога, продавая товар не напрямую за рубеж, а внутреннему посреднику. У тех экспортеров, которые надеялись на возмещение НДС, теперь выбор невелик: получить это возмещение резервами Аграрного фонда, например, горохом или ценными бумагами.
Что экспортеры будут делать с НДС-облигациями, будет зависеть от их потребности в живых деньгах. Многие, видимо, постараются продать их пораньше. Для предприятий важным фактором будет дисконт по этим бумагам, а он сложится в результате спроса и предложения. Поэтому нельзя заранее сказать, как лучше поступить, чтобы заработать. Понятно, что облигации будут продаваться ниже номинала, а значит, придется соизмерять рентабельность предприятия и продиктованный рынком дисконт. Очередность получения НДС-облигаций и прямой выход на налоговиков также будут иметь значение, однако в меньшей степени, чем если бы это касалось живых денег.
Последняя сделка
Леонид Рубаненко,
президент Союза налоговых консультантов Украины:
— На НДС-облигациях практически невозможно заработать. Экспортер понесет потери в любом случае. Ни инвесторы, ни банкиры не захотят покупать эти облигации до тех пор, пока интерес к ним не проявит государство, которое эмитировало эти бумаги. Ну, скажите, почему их должен покупать какой-то коммерсант, если Минфин не проявляет к ним никакого интереса? Это самый большой недостаток НДС-облигаций.
Я боюсь давать советы экспортерам, каждая консультация имеет смысл в конкретной коммерческой ситуации. Например, если мне, экспортеру, предстоит совершить последнюю сделку, я хочу получить деньги и больше никогда не заниматься экспортом, а значит, никогда не иметь дебетовых отношений с государством — одно дело. Совершенно другой совет производителям, которые и в дальнейшем намерены работать на экспорт. Многое зависит от сути работы предприятия. Если бы постановлением разрешили использовать облигации для собственных нужд, к примеру, при растаможивании товаров, эта бумага намного больше заинтересовала бы экспортеров.
Всього компаній-членів | 277 | на 10.05.25 |
Кількість КУА | 272 | на 10.05.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 10.05.25 |
Кількість ІСІ | 1848 | на 10.05.25 |
Кількість НПФ* | 49 | на 10.05.25 |
Кількість СК* | 1 | на 28.02.25 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 696 796 | на 28.02.25 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 415 | на 28.02.25 |