Бой с тенью

30 червня 2011
Мария Бабенко, "Коммерсантъ - Финансы", 30 июня 2011 г.

    http://www.kommersant.ua/application.html?appname=тХМЮМЯШ&DocsID=1669576&issueid=7000807

Отныне недобросовестные участники фондового рынка рискуют угодить за решетку на срок до пяти лет. Согласно вступившим в силу законам, за манипулирование ценами и недобросовестное использование инсайдерской информации вводится уголовная ответственность. Эксперты считают, что характер влияния новых жестких норм на биржевые торги и их участников можно будет оценить только после наказания первых нарушителей.

Различные манипуляции и незаконное использование инсайдерской информации негативно влияют на фондовый рынок даже в государствах с развитой экономикой. Но в таких странах ввиду большей емкости и ликвидности рынков манипулировать ценами финансовых инструментов довольно сложно. При этом, как отмечает вице-президент КУА "Кинто" Анатолий Федоренко, открытость компаний, ценные бумаги которых обращаются на международных биржах, на порядок выше, чем в Украине, а оперативность раскрытия информации попросту не оставляет времени на ее использование в корыстных целях. На украинском рынке капитала существуют куда более широкие возможности для манипуляций. "Из-за своей относительной узости, как по составу ликвидных ценных бумаг, так и по объему торгов, наш рынок особенно уязвим для манипуляций со стороны недобросовестных участников, которые, даже задействовав ограниченные ресурсы, имеют возможность существенно влиять на рынок в собственных интересах",– говорит партнер адвокатского объединения Arzinger Павел Ходаковский. Как следствие, ощутимые колебания цен, которые могут быть спровоцированы отдельными игроками, подрывают доверие как иностранных, так и внутренних инвесторов. А это в конечном счете мешает привлечению ресурсов в реальный сектор экономики. Тем не менее, по информации начальника управления аналитического обеспечения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Максима Либанова, на данный момент доказанные факты манипулирования на отечественном фондовом рынке отсутствуют как таковые, но существуют единичные случаи использования инсайдерской информации. По ним открыто уголовное преследование без применения штрафных санкций со стороны ГКЦБФР. Во многом подобная картина объясняется не столько чистотой фондового рынка, сколько несовершенством правового поля, то есть отсутствием механизмов предупреждения и пресечения тех или иных недобросовестных действий. "Когда на отдельно взятых торговых площадках совершались мнимые операции или сделки по нерыночным ценам, не было практически ни одного резонансного случая наказания за очевидное манипулирование доверием инвесторов и акционеров,– констатирует Анатолий Федоренко.– В условиях законодательного дефицита регулятор вынужден был ссылаться на 'отсутствие эффективных средств воздействия' или 'отсутствие состава правонарушения'".

Цепная реакция

Весной этого года законодатели восполнили углубляющиеся по мере развития фондового рынка правовые пробелы. Речь идет о принятии законов "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно инсайдерской информации" (#3306-VI) и о "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем" (#3267-VI). "До вступления в силу указанных документов, в подготовке которых принимали участие специалисты ГКЦБФР, определение инсайдерской информации было достаточно узким,– отмечает господин Либанов.– Это же касается и определения манипулирования, которое было фактически невозможно применить на практике. Сейчас же, когда все дефиниции и критерии обозначены в принятых законопроектах, данный вопрос урегулирован".

У опрошенных экспертов целесообразность данных законодательных инициатив не вызывает сомнений. "Учитывая текущее состояние и уровень развития украинского фондового рынка, рискну предположить, что на более ранних этапах его становления острой потребности во внедрении именно таких инструментов регулирования не было",– считает старший юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала юридической компании Magisters Роман Степаненко. Представитель госрегулятора также расценивает нововведения как упреждающий удар. Так, Максим Либанов выражает надежду, что принятые документы выполнят свою превентивную функцию, повысив дисциплинированность и добропорядочность игроков рынка.

В то же время некоторые участники рынка отмечают, что данные инициативы несколько запоздали. Причем следствием такого промедления является особо строгий характер отдельных положений. "Речь идет о 'криминализации' отдельных норм законодательства. То есть о наступлении уголовной ответственности за определенные действия на фондовом рынке. Если бы необходимые законы были приняты ранее и предусматривали систему автоматической фиксации фактов манипулирования рынком сначала фондовыми биржами, а затем и госрегулятором как 'третейским судьей', можно было бы обойтись менее жесткими мерами, такими, например, как лишение лицензии торговца",– считает Анатолий Федоренко. Следует отметить, что согласно принятым законам теперь за выявленные факты манипуляций или недобросовестного использования инсайдерской информации нарушители в зависимости от тяжести правонарушения и его последствий могут быть наказаны не только штрафом, но и тюремным заключением продолжительностью от 2 до 5 лет. Плюс возможно лишение их права занимать некоторые должности и заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет.
 
Ясность мыслей

Особого внимания заслуживают выписанные в законе #3306-VI определения инсайдерской информации и лиц, которые могут быть отнесены к инсайдерам, а также изложенный в законе #3267-VI перечень наказуемых манипуляций на фондовом рынке. Эксперты приветствуют попытку законодателей систематизировать важные для регулирования рынка понятия, однако указывают на ряд общих мест, оставляющих определенное пространство для маневра. Так, по мнению Павла Ходаковского, правоприменители могут столкнуться с рядом трудностей при квалификации соответствующих противоправных деяний по причине того, что отдельные термины недостаточно конкретны и допускают возможность неоднозначной трактовки. Кроме того, эксперты опасаются, что обвинения как в манипуляциях, так и в разглашении инсайдерской информации могут стать инструментом недобросовестной конкурентной борьбы. Анатолий Федоренко отмечает, что если буквально руководствоваться принятыми критериями, то треть сделок на украинском фондовом рынке можно отнести к инсайдерским, и еще одну треть – к манипуляционным. "Исходя из определения лиц, которые классифицируются как инсайдеры, к этой категории можно отнести до 90% взрослого населения, имеющего отношение к корпоративному сектору и фондовому рынку,– неумолим в оценках Анатолий Федоренко.– Ведь инсайдером считается любое лицо, которое знает, должно знать либо могло знать содержание информации, подлежащей раскрытию до ее опубликования. Например, данные годового отчета эмитента в течение всего периода времени до его обнародования. Учитывая, что любую ситуацию можно истолковать как в оправдательном, так и в обвинительном плане, участникам рынка нелишне будет обзавестись адвокатами и посещать госкомиссию только в их присутствии".

Включение механизма

Согласно информации Максима Либанова, за период, который прошел с момента вступления в силу обоих документов, еще не было случаев практического применения новых норм. Причем для того, чтобы законы эффективно действовали, а не пополнили список неработающих, регулятору потребуется приложить усилия. "Именно ГКЦБФР как орган, осуществляющий регулирование и надзор за организованной торговлей ценными бумагами, будет разрабатывать методику оценки фактов существенного отклонения цены финансовых инструментов от текущих (рыночных)",– уточняет Павел Ходаковский. Кроме того, регулятор также должен определять факт наличия признаков манипулирования. "В связи со вступлением в силу данных законодательных новаций комиссия усовершенствует свою нормативную базу,– говорит Максим Либанов.– В частности, сейчас мы готовим Положение о манипулировании и ряд документов по использованию инсайдерской информации". Сообщать о том, какими будут вышеупомянутые критерии существенного отклонения цены, в ГКЦБФР пока не готовы.

Условно говоря, теперь право следующего хода принадлежит регулятору, а игроки рынка в преддверии этого шага уверенно стоят на прежних позициях. "Рынок ожидает от регулятора проведения имплементационных и разъяснительных мероприятий,– подводит итог Роман Степаненко.– Нормы закона не будут надлежащим образом работать до тех пор, пока регулятор не 'допишет' закрепленные в законах правила игры в своих нормативных актах". А Анатолий Федоренко считает, что о влиянии новых норм на биржевые торги на нерадивых эмитентов и на инвестиционные компании можно будет судить только после наказания первых нарушителей.

  

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 17.05.24
Кількість КУА279на 17.05.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 17.05.24
Кількість ІСІ1779на 17.05.24
Кількість НПФ*52на 17.05.24
Кількість СК*1на 31.03.24
Активи в управлінні КУА, млн грн616 160на 31.03.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 908на 31.03.24