Без бумаги. Без шансов? Без вариантов?
https://www.stockworld.com.ua/ru/news/biez-bumaghi-biez-shansov-biez-variantov
Ждать ли все-таки фондовому сообществу перехода на исключительно электронный формат подачи отчетности.
Тема перехода к безбумажной форме подачи отчетности на фондовом рынке если не стара, как мир, то обсуждается и поднимается как минимум последние пять лет (по крайней мере, редакция StockWorld.com.ua зафиксировала первые попытки инициации такой коммуникации «рынок - регулятор» в начале 2011 года, во время председательсва в Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрия Тевелева). Этот вопрос попеременно выходит на поверхность – то благодаря усилиям самого регулятора, то благодаря участникам рынка, депутатов, «сопряженных» с Комиссией и общественных организаций и других. Сейчас – очередное восхождение этой темы на гребень волны.
На прошлой неделе вопрос был вынесен на парламентский уровень – круглый стол под названием «Переход к безбумажной форме документооборота на фондовом рынке. Перспективы законодательного урегулирования» прошел в Комитете Верховной Рады по вопросам информатизации и связи. Мероприятие поддержал Общественный союз «Украинское объединение рынков капитала» (UCMA), а участие в нем приняли как прошлые, так и нынешние «продвиганты» своих интересов в этой плоскости. Рассмотрим, как обстоят дела сегодня, и когда все-таки и на украинский рынок ценных бумаг придет цивилизация? И почему, если все ЗА, и никто не ПРОТИВ, воз и ныне там?
Немного теории
Сегодня инструменты и площадки для раскрытия информации участниками рынка разрозненны и численны. Это общедоступная информационная база данных НКЦБФР о рынке ценных бумаг, официальное печатное издание НКЦБФР, собственный веб-сайт Компании, а также непосредственно процесс подачи отчетности в НКЦБФР. Разумеется, в связи с этим возникает ряд трудностей, связанных с отсутствием контроля идентичности раскрываемой информации и поданной информации в Комиссию. Кроме того, крайне сложная, дорогая и неудобная процедура подачи отчетности в разные инстанции (АРИФРУ, печатное издание, Комиссия – на лицо дублирование) для эмитентов ценных бумаг. Стоит также сказать, что отсутствует «единое» окно подачи и раскрытия информации. К тому же, некоторые нормы законодательной базы в этой части неоднозначно толкуются, что также вызывает определенные трудности, само собой.
Парламент – ЗА
То, что инициатива выходит на новый уровень подтверждается поддержкой ее Верховной Радой. Сам факт того, что обсуждение этого вопроса началось с поддержки Александром Данченко, народным депутатом, Главой профильного комитета, о многом говорит. Данченко не только стал хозяином круглого стола, модерируя его, но и ратовал за переход на электронный вид раскрытия информации.Еще один весомый аргумент – проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по улучшению условий ведения бизнеса, упрощению доступа к информации»№ 4805 от 14.06.2016, внесенный еще народным депутатом Алексеем Мушаком. По словам автора, введение на практике норм такого закона об отмене обязательных публикаций в официальных печатных изданиях позволит не только уменьшить непроизводительные затраты субъектов хозяйствования и сэкономить тонны бумаги, что является важным экономическим и экологическим фактором, но и облегчить доступ к информации инвесторов и потребителей финансовых услуг. Это из публично декларируемой информации. А из непублично курсируемой на рынке известно, что документ всерьез лоббируется к принятию.
Регулятор – снова ЗА?
Тимур Хромаев, Глава НКЦБФР, выступая на круглом столе, отметил: «Информация – это главное, что есть у инвестора на вооружении, и поэтому крайне важно обеспечить равный доступ к информации всех инвесторов. Для нас важно оставить в прошлом раскрытие информации в печатных изданиях, но важно не подменять при этом форму сути. Мы должны системно обеспечить, чтобы информация, которая раскрывается эмитентами, всегда соответствовала действительности, была открытой, понятной, полной и доступной всем в одинаковой степени и одновременно».
Рынок – двумя руками ЗА
Цифры, озвученные Сергеем Москвиным из UCMA, наверное, были не новы, но заставили по-другому посмотреть на вещи. По его словам, сегодня эмитенты тратят ежегодно на публикацию отчестности в печатных изданиях, по крайней мере, 28 млн. грн.
Его поддержал Алексей Тарасенко, Член Правления НДУ (Национального депозитария Украины) и экс-комиссионер, добавив еще один аспект в этой связи: «Компании несут значительные расходы на рассылку сообщений акционерам, связанных с общим собранием акционеров. Гораздо эффективнее было бы делать это через депозитарную систему Украины, но действующая норма закона лишь предоставляет такую возможность и используется незначительным количеством акционерных обществ. Для перехода к безбумажной форме документооборота на фондовом рынке нужны изменения в законодательстве не только об отмене обязательных публикаций в печатных изданиях, но и создание современной системы обслуживания корпоративных действий эмитентов ... на базе стандартизированных процедур, которые используются на развитых рынках капитала».
В качестве резюмирующей позиции рынка можно привести слова Юрия Бойко, в прошлом директора Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины, уполномоченного лица Комиссии по раскрытию информации: «Вопрос об отмене печатного вида раскрытия информации уже вообще не должен стоять на повестке дня. Публиация в газете – это в прошлом, это фикция, это не удобно для субъектов раскрытия как минимум потому, что они должны раскрывать одну и ту же информацию в четырех источниках. Это не удобно и для пользователей, и, наверное, самое главное в том, что этот вид раскрытия информации – ощутимая финансовая нагрузка для эмитента».
Также он добавил, что в Украине есть все возможности для модернизации системы раскрытия информации на фондовом рынке: нужно модернизировать систему раскрытия информации по принципу Единого окна. «Если комиссия уже получает отчет с электронной подписью, пусть этот файл и раскрывается в общедоступной базе, таким образом, подача в Комиссию будет тем самым единым окном раскрытия информации. Бесплатным, защищенным, с цифровой подписью».
Таким образом, законопроект требует буквально одной, но существенной доработки – о создании единого окна для подачи информации. Ведь дело не только (или даже не столько) в устранении бумажной формы отчетности, а в дублировании информации, да к тому же в платном формате, да к тому же – в незащищенном виде (без электронно-цифровой подписи). Один-единственный источник, или все гениальное – просто?

... Ну а по итогам обсуждения было решено на очередном заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам информатизации и связи рассмотреть законопроект № 4805 и рекомендовать его для принятия в первом чтении; НКЦБФР – приложить усилия по внесению в Парламент еще одного закгонопроекта – о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к раскрытию информации на фондовом рынке и совершенствованию требований к проспектам и порядку эмиссии ценных бумаг, а также ускорить рассмотрение проекта Закона «Об электронных доверительных услугах» во втором чтении для внесения его на рассмотрение Верховной Рады. Слишком радужно? Будем посмотреть....
| Всього компаній-членів | 271 | на 19.11.25 |
| Кількість КУА | 267 | на 19.11.25 |
| Кількість адміністраторів НПФ | 14 | на 19.11.25 |
| Кількість ІСІ | 1946 | на 19.11.25 |
| Кількість НПФ* | 48 | на 19.11.25 |
| Кількість СК* | 1 | на 30.09.25 | |
| Активи в управлінні КУА, млн грн |
| на 30.09.25 | |
| Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 767 | на 30.09.25 |
